Выпуск 10

Искусство

Русская деревянная скульптура

Виктор Грибков-Майский

Русская деревянная скульптура –это тот вид национального творчества, который и сегодня еще остается малоизученной областью русского искусства.

В первую очередь это объясняется тем, что русскую скульптуру и по своему значению и распространению  несравнима, например, с иконописью, где русским мастерам удалось достичь максимальных высот. Определенную роль сыграло и то, что само занятие изготовлением деревянной скульптуры часто понималось, как подражанием широко распространенной подобной традиции в католичестве.

Был и еще один сдерживающий фактор распространения деревянной скульптуры в России – это Указ Священного Синода от 1722 года, который требовал изымать из церквей деревянные скульптуры, которая в основном была культовой,  и направлять их в Синод или Синодальные конторы для уничтожения.

К сожалению, Указ Синода был не единственным официальным документом, направленным против скульптуры, как таковой. Спустя сто десять лет последовал особый Указ императора Николая I № 11599 от 30 ноября 1832 года предписывающий, чтобы нигде в церквах не иметь никаких изображений, кроме святых образов.

Однако сегодня можно с полной уверенностью утверждать, что русская деревянная скульптура – это самостоятельное, своеобразное и оригинальное направление в национальном искусстве, которое, несмотря на колоссальные утраты, сохранило многочисленные и  самые разнообразные образцы.

Собрания русской деревянной скульптуры имеются практически во всех наших музеях. К сожалению, они не всегда попадают в постоянные экспозиции, а потому остаются до сих пор  малоизвестными и малоизученными.

И это при том, что, по словам известного исследователя данного вида творчества, А.К. Чекалова: «Народную деревянную скульптуру, в частности северную, можно считать прямой и единственной наследницей древнерусской пластики».

В собрании Московского Кремля хранится один из самых древних памятников русской деревянной пластики — скульптура святого Георгия -воина, вырезанная из цельного ствола липы в XIV веке. Здесь представлены произведения в основном XV-XVIII веков, разнообразные по видам и технике резьбы, дающие широкое представление о своеобразии развития этого вида древнерусского творчества в разных культурных центрах Древней Руси – Москве, Новгороде, Ростове Великом, на русском Севере.

Говоря о скульптурных изображениях святого Георгия, можно отметить то, что популярным было изображать его не в виде деревянной скульптуры, а в виде горельефа. («Чудо Георгия о Змее»). Известно несколько таких скульптурных работ  из Вологодской области.

Особенной же любовью пользовалось изображение Николая Чудотворца («Никола Можайский с мечом и градом»), которые можно встретить, практически, повсеместно, как  на севере, так и в центре России.

Иногда такие скульптуры достигали человеческого роста, как Николай Можайский из Пскова (1540 года), который был в высоту имеет более 1 метра70 см.

Удивительная по красоте деревянная скульптура Николы Можайского с мечом и градом из Николо-Столпенского монастыря,  датируемая XVII веком,  хранится в Богоявленском соборе  Вышнего Волочка, хотя есть сведения, что изначально это было крайне редкий сюжет— «Никола Можайский с крестом и градом».

Еще одним довольно распространенным сюжетом является изображение святой Параскевы Пятницы, а самым редким  в тиражируемой скульптуре было изображение головы Иоанна Предтечи, получившие распространение в течение 150 лет  с середины XVII века.

На Севере возникла и получила распространение традиция изображения, которое иногда называют «Христос в темницы», «Бичуемый Христос»  или «Сидящий Христос».

Обширное собрание такой  скульптуры имеется в Пермском музее, куда вскоре после революции было свезено множество деревянных статуй.  Пермская деревянная скульптура («Пермские боги»)  — храмовая скульптура, получившая распространение на территории Пермского края в XVIIXIX веках. По воспоминаниям Н. Н. Серебренникова — первого собирателя Пермской деревянной скульптуры, фигуры Спасов даже ставили внутри храма в некоторое подобие темниц, тоже сделанных из дерева.

Коллекции пермской деревянной скульптуры находится в Пермской государственной художественной галерее. В 1965 году по словам того же Серебрянникова, она состояла почти из 300 скульптур XVII-XIX веков.

Есть  настоящий шедевр русской скульптуры «Христос в темнице», датируемый XVII веком, и в собрании русской деревянной скульптуры и декоративной резьбы Переславльского музея.

Но один из самых любопытных экспонатов Переславльского музея —  фигура «Мужичок» из имения Бектышево — единственное сохранившееся до настоящего времени скульптурное украшение ограды богатого дома, о существовании которых в Московской Руси известно из описаний иностранных путешественников XVI-XVII вв. Это редкий образец гражданской скульптуры.

Своя богатая  коллекция деревянной скульптуры есть в Иркутском областном художественном музее. В основном, это распятия с предстоящими – также очень распространенный сюжет в русской деревянной скульптуре.

Но, все же, самыми распространенными были скульптурные изображения преподобного Нила Столобенского из  Нило-Столобенской пустыни (Осташковский район). Наиболее старые датируются  концом XVIII  века, а расцвет промысла по их изготовлению приходится на  XIX век — начало  XX  века. В это время изготовлением скульптурок занимались не только монахи Нило-Столобенской пустыни, но и жители Осташковского, Ржевского и Зубцовского уездов.

       В монастырском музее  хранится деревянная  скульптура Нила Столобенского, выполненная  в человеческий рост. Высказывается  предположение, что это первое скульптурное изображение Преподобного, которое было изготовлено в 1770-1780 годах. Но нельзя не заметить, что это изображение существенно отличается от сложившейся в последствие традиции изображать  святого. Скорее всего, скульптура была выполнена в Санкт-Петербурге и, вполне возможно, иностранцем или русским мастером, знакомым с западноевропейским искусством резьбы по дереву.

       Еще одна деревянная  скульптура Нила Столобенского из села Метлино (конец XVIII –  начало XIX века), вырезанная из мореного дуба также почти в человеческий рост  хранится в Торопецком краеведческом музее. Она существенно отличается  по своему композиционному решению от скульптуры из монастырского музея и полностью соответствует традиционному изображению преподобного в объемной скульптуре, которое здесь со временем сложилось.

         К сожалению, не смотря на всю очевидность уникальности данного явления связанного с Нилом Столобенским, оно еще не нашло должного отражения в отечественной искусствоведческой литературе. При этом довольно подробно описаны деревянные скульптурные изображения Николая Можайского с мечом и градом и Параскевы Пятницы, о так называемых «Пермских богах» написаны целые монографии.

         А жаль, ведь если скульптурные изображения Параскевы Пятницы – «образ матери-Родины» (Г.К. Вагнер) и Николы Можайского – «апофеоз русского крестьянина» (М.В. Алпатов) есть не что иное, как воплощение общенационального характера, то скульптурный образ Нила Столобенского звучит по-иному, может быть более сдержанно, но не менее внушительно, органически вписываясь в природу Селигерского края.

        «Наряду со светотеневой выразительностью рельефа, — считает Т.В. Николаева,— деревянная скульптура обладала еще и теми же средствами художественного воздействия, что и живопись, — была полихромной, раскрашенной темперой  иногда по холсту и левкасу».

        Еще одно направление, о котором необходимо сказать — это скульптурный декор иконостасов, где можно встретить самые различные сюжеты от евангелистов до ангелов. На одном только иконостасе кладбищенской церкви в Кашине число скульптур достигало 138. Это уникальное произведение было уничтожено в 1933 году.

      Есть свое  собрание деревянной скульптуры и в Тверской картинной галерее, которое все мы надеемся увидеть в постоянной экспозиции  после  реставрации Твесркого Императорского  дворца.

      Сегодня наиболее изученной оказалась деревянная скульптура Русского Севера. Что касается центральных регионов России, то это направление в национальном искусстве еще ждет своего исследователя, который смог бы обобщить всю имеющуюся, и пока еще разрозненную, информацию.

 

***

Русская деревянная скульптура в России развивалась по двум различным направлениям.

Н.Н. Соболев отмечает, что завоевание в 1654-1657 гг. ряда местностей и городов Польши и Литвы привело к более тесному общению с их культурой, а, именно, произошло знакомство с польской деревянной скульптурой и резьбой по дереву, что вызвало многочисленные подражания и в Московском государстве. Все это получило развитие в искусстве резьбы по дереву и в дальнейшем, особенно в XVIII веке. Именно здесь нужно искать истоки создания первой деревянной скульптуры преподобного Нила Столобенского.

Другое направление, которое мы с полным основанием можем назвать «русская народная резьба по дереву»,  кардинальным образом отличается от деревянной скульптуры  католического Запада. По своему внутреннему содержанию эта скульптура более спокойна, сдержана и простодушна. Она способна пробуждать в душе самые светлые чувства, подкупает чистотой, непосредственностью и жизненной силой. Отсутствие лишних деталей и внутреннего драматизма, вот, наверное, главное отличие отечественной деревянной скульптуры от западных образцов, где порой драматизм возведен в абсолют.

Истоки этого направления нужно искать, очевидно, в древнерусской и древнеславянской мифологии, а том числе и дохристианской.

 Остается надеяться, что русская деревянная скульптура все-таки займет подобающее место в истории русского искусства. Справедливости ради надо сказать о том, что уже существуют монографии о русской деревянной скульптуре (Н. Померанцев «Русская деревянная скульптура», М. «Советский художник», 1967 и др.), но они все еще далеки от полномасштабного освящения данной темы.

 

Библиография 

  1. Н.Н. Соболев «Русская народная резьба по дереву». ACADEMIA, 1934.
  2. Русская народная скульптура из дерева. М., «Советский художник», 1958.
  3. Н.Н. Серебрянников «Пермская деревянная скульптура». Пермь, 1967.
  4. А.К. Чекалов «Народная деревянная скульптура Русского Севера». М. «Искусство», 1974.
  5. Т.А. Крючкова «Деревянная скульптура в Иркутском областном художественном музее». Музей 5. М.»Советский художник», 1984.
  6. «Деревянная скульптура и резьба XVI — XIX в.в.» http://museumpereslavl.ru/expoz/rezba.htm
  7. А.И. Мордвинова «Деревянная церковная скульптура в Чувашии XVI — начала XX в.». Кандидатская диссертация, 2004.
  8. Очерки русской культуры XVI века. МГУ, 1977.

 

 

 

 

 Никола Можай. Пермская область

Русская деревянная скульптура




Виктор Грибков-Майский

Грибков-МайскийРодился в 1956 г. Окончил в 1981 г. Тверской государственный университет (французский язык и литература) и Московский университет искусств (декоративно-прикладное отделение), а позднее Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет (2001).

Член союза журналистов России с 1997 г. Дипломант Областного конкурса для журналистов, пишущих о туризме «Звезда Верхневолжья» (2006). Дипломант Национальной туристской премии им. Ю. Сенкевича Федерального агентства по туризму в номинации «За лучшую публикацию по туризму и путешествиях по России» (2007). Дипломант Первого Всероссийского конкурса патриотической журналистики (2009).

Член Редакционного Совета Международного журнала Русского Зарубежья «Большой Вашингтон» (с 2008 г.).

Автор нескольких пьес и более трехсот публикаций по вопросам культуры, туризма, искусства.




Выпуск 10

Искусство

  • Загадка Малевича
  • Загадка Малевича (часть 2)
  • Дагни глядит на меня...
  • Выставка К.И.Галчинского в библиотеке "Лиговская"
  • Виткаций в Закопане
  • Без дуновения дышало единое
  • Выставка Фриды Кало в Музее Фаберже
  • Выставка «Католическая Польша в Санкт-Петербурге»
  • Последний фильм Вайды
  • "Польский" репертуар хора Александрова
  • Неожиданный Айвазовский
  • Русская деревянная скульптура
  • Эдита Пьеха поет по-польски
  • Тверское валунное творчество
  • Наедине с деревом
  • Зыгмунт Краузе — выдающийся композитор-новатор
  • ИСКУССТВО ГЕНРИКА СЕМИРАДСКОГО
  • Зыгмунт Краузе в России
  • Рисунки польских детей в Москве
  • Рафал Ольбинский. Искусство метафоры.
  • Мастер из Делфта
  • Якуб Орлинский и его диск «Anima Sacra»
  • Опера "Сигизмунд" на московской сцене
  • Фестиваль придворных танцев в Кракове
  • Фестиваль Ренессанса в Люблине
  • Акварели Малгожаты Щециньской
  • Три концерта сезона
  • "В Петербурге мы сойдемся снова..."
  • Надо объединяться...
  • "Полония" Эдуарда Элгара
  • Памяти Романа Шустрова
  • Хелена Моджеевская. «Голубь с орлиными крыльями»
  • Яцек Мальчевский - художник "Примирения"
  • «Quo vadis?» Забытая опера
  • Опера «Русалка» Антонина Дворжака в Большом театре
  • Опера «Саломея» Рихарда Штрауса в Москве
  • Неманская нить. От «J. Stolle» до «Немана»
  • Художники польского происхождения на Антикварном салоне
  • Картины старых мастеров в польской поэзии
  • Опера «Тоска» в Большом театре Москвы
  • Оперы «Полифем» Порпоры и «Олимпиада» Вивальди в Москве
  • Опера «Шопен» Джакомо Орефиче
  • Опера «Ася» М.М. Ипполитова-Иванова в Московской консерватории
  • Памятник Грюнвальдской битве в Кракове
  • Королевская коллекция искусства Елизаветы II
  • Забытые имена: певец Ян Кепура
  • Похищение «Моны Лизы»
  • Похищение «Джорджианы»
  • Эдвард Мунк и его «Крик»
  • Легкая добыча
  • Сад искусств Петра Зелиньского
  • Встреча с художником
  • Музей Валенты Ваньковича в Минске
  • От ажура к соцреализму
  • Любовь мифических героев
  • Правители и герои в изобразительном искусстве