Выпуск 13

Искусство

Зыгмунт Краузе в России

Эва Гараева

Крауе215 декабря 2017 года в конференц-зале Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского состоялась встреча с выдающимся  композитором Зыгмунтом Краузе.  О его жизни и творчестве «Дом Польский» писал в предыдущем выпуске.   В начале встречи музыковед Ирина Никольская сделала краткий обзор творческой деятельности маэстро:

- Почему меня заинтересовал Зыгмунт Краузе? Познакомились мы давно, в середине семидесятых годов прошлого века. Меня привлекло его творчество своей разнородностью и многофункциональным подходом к жанрам, произведениям, к их эмоциональной наполненности. Он уже тогда был новатором и принадлежал к концу поколения, которое всем известно своими успехами. Краузе родился в 1938 году и был замыкающим в той когорте прославленных всемирно известных польских музыкантов – это такие имена, как Лютославский, Пендерецкий, Сероцкий, Гурецкий. В чем было его новаторство? Тогда доминировал соноризм, а Краузе противопоставил себя этому направлению. Он стал сочинять однородные музыкальные произведения, в которых как бы ничего не происходило, они были одинаковыми от начала до конца, и таким образом приблизительно в 1963-1964 годах предвосхитил американский минимализм, который стал развиваться через несколько лет после Краузе. Сам композитор называет его не минимализмом, а унизмом – от термина, данного живописцем Владиславом Стшеминьским художественному направлению, которое он разрабатывал в 20 – 30-е годы. Стшеминьский  начинал в России, вместе с Малевичем, потом переехал в Польшу со своей женой известным скульптором Катажиной Кобро. Когда в Польше стал доминировать соцреализм, Стшеминьского начали притеснять, и он жил в бедности, если не сказать в нищете. В эпоху оттепели о нем вспомнили и стали говорить, как о высшем достижении польского авангардизма. Тогда открылась выставка работ Стшеминьского, на которой побывал юный Краузе – она поразила его, ударила по нему. И он, глядя на эту живопись, понял, какую музыку хотел бы писать. В его самых первых композициях уже проявлялось это стремление к единообразию и своеобразно понятой органичности формы. Так Краузе положил начало в музыкальном авангарде направлению под названием унизм, которое шокировало сведущую польскую публику, и не только польскую, своей необыкновенностью.

 Эта унистическая музыка вскоре трансформировалась в пространственную музыку, которую Краузе создавал вместе с архитекторами, а иногда и скульпторами. Они проектировали под нее специальные здания, то в форме лабиринта, то в виде камер, переходящих одна в другую, и в каждом из этих минипространств звучала разная музыка, а слушатель сам выбирал, в каком музыкальном пространстве хочет находиться и свободно двигался по этому лабиринту. Пространственная музыка тоже получила международное признание. «Галантное и пасторальное празднество» исполнялось одновременно в двадцати шести залах готического замка Эггенберг в Граце (Австрия).  Произведение «Подземная река» было исполнено во Франции. Это было свежим, новым и захватывающе интересным.

Краузе3Композитор продолжал развиваться, отходил от унизма, который все-таки оставался в его музыке одним из важных элементов, но все большую роль стал приобретать контраст, и эта остроконтрастная музыка внесла новую свежую ноту в музыкальную эмоциональность. Двигаясь в ограниченном количестве материала, Краузе удавалось создавать абсолютно разные произведения, например, Первый фортепианный концерт, вдохновленный  шопеновским фортепианным стилем, или Скрипичный концерт, который передает звучание фольклора восточного типа.  В семидесятые годы Краузе погружается  в фольклор, но придумывает собственную интерпретацию: он  отказывается от его национального оригинального содержания и просто накладывает друг на друга народные мелодии, иногда из одного региона, а часто из разных – это фольклор псковской области, альпийский, сербский и другие. Тем не менее, в этой «фольклорной каше» сохраняется дух народной музыки и произведения именно в этом фольклорном стиле и воспринимаются.

В восьмидесятые годы Краузе живет во Франции и много работает в драматическом театре с известным режиссером Жоржем Лавелли. Он пишет  музыку к спектаклям, один из них даже был поставлен в «Комеди Франсез»   –  это «Полиевкт». Позже Краузе написал оперу на этот сюжет, которую тоже поставил Лавелли. В опере Краузе тоже сделал целый ряд открытий. На сегодняшний день им написаны шесть опер, сейчас он   работает над седьмой. Первая опера, созданная в 1981 году, –  монодрама «Звезда».   Остальные оперы написаны им уже в XXI веке, причем сюжеты самые разные – в их основе произведения Выспяньского, Корнеля, Тадеуша Ружевича. Но во всех операх Краузе говорит о стремлении человека к свободе и о толерантности, которая прежде всего проявляется в признании и равноправии религий. Он  трактует эти темы очень драматически. […] Краузе создал свой тип оперы, оставаясь и в XXI веке композитором-новатором В его операх в большой степени ощущается влияние драматического театра, который сформировал суть театральности Краузе, и поиски новых типов вокального интонирования. К сожалению, в нашей стране эти оперы неизвестны и никогда не ставились, хотя они шли в Вене, Мангейме, Копенгагене, Будапеште, Варшаве, Вроцлаве. Думаю, это дело будущего.

Краузе3Зыгмунт Краузе поблагодарил Ирину Никольскую за монографию о своем творчестве, рассказал о событиях из жизни и своих операх, показал фрагменты оперных постановок «Западня» и «Полиевкт».

Приводим запись выступления Зыгмунта Краузе:

Я стараюсь идти своей дорогой  и не смотреть на то, что происходит вокруг. Даже когда я был молодым человеком, главным для меня было то, что я чувствую. Я смотрел, что у меня внутри, старался творить по-своему. Думаю, что творческий путь композитора зависит не только от его таланта, но и от тех людей, которые его окружают. В большой степени это дело случая – как повернется судьба, как сложится жизнь и творческий путь художника. Это еще удача и счастье. Я могу сказать, что мне удача улыбнулась. Расскажу одну историю. Представьте: за столом сидят восемьдесят человек и среди них Марк Шагал и я – тогда молодой человек. Это был 1967 год. Или, например, когда в Варшаву в 1963 году на неделю приехал Стравинский, Союз польских композиторов выбрал меня и еще двоих молодых многообещающих  композиторов быть его ассистентами. Мы сопровождали его с утра до вечера. Великий Стравинский оказался нормальным, добрым человеком, и я тогда понял, что композитор или пианист прежде всего должен быть хорошим человеком. Был и такой случай. В 1982 году, после введения Военного положения политическая ситуация в Польше стала невыносимой, и я решил уехать за границу. Мой венский издатель Альфред Шлее устроил мне встречу с Пьером Булезом. Тот сразу сказал: «Будешь моим ассистентом в IRCAM (Институт исследования и координации акустики и музыки – Э.Г.)». Я рассказываю об этом, чтобы показать, что жизнь удивительна. Многое зависит от того, что сделали не только вы, но и люди вокруг вас. Это я понял совсем недавно, лет пять-шесть назад. Раньше я считал, что все это я сделал сам. Я задумался об этом перед вручением Ордена Почетного легиона, который получил из рук Президента Франции Жака Ширака. Мне нужно было произнести благодарственную речь, и вот тогда я понял, как многое в жизни и карьере зависит от других людей и институтов, которые нам помогают.   

Я написал шесть опер. Хочу показать вам фрагменты видеозаписей оперы «Западня» о Франце Кафке и оперы «Полиевкт». В «Западне» есть брутальная сцена о зарождении фашизма в Австрии. Друг Кафки Макс Брод приходит в парикмахерскую, в которой работает парикмахер-фашист. Последний замечает, что Макс Брод – еврей. Это очень жестокая сцена. Еще одна сцена: друг Кафки навещает его любовницу, которая живет в бедности и воспитывает неполноценного ребенка, отцом которого, вероятно, является Кафка. Опера «Полиевкт» написана мною по трагедии Пьера Корнеля. Полиевкт – историческая личность. Он жил в Армении на рубеже III – IV  веков. Как известно, Армения – первое государство, которое приняло христианство, как официальную религию. Действие оперы происходит как раз перед этим событием. Первая сцена – диалог Полиевкта и его друга Неарка, уже ставшего христианином. Неарк убеждает Полиевкта принять христианство. Кроме того, они оба геи – я это не придумал, это исторический факт. […] Второй фрагмент – сцена крещения Полиевкта. Передо мной возник вопрос, как показать древний обряд крещения. Сейчас мы знаем, как это происходит, а как это могло происходить тогда, в III веке? Либо ритуалов не было, либо они были совершенно другими.  Я решил взять за основу варварские, первобытные звуки. И третья сцена – разрушение языческого идола принявшими христианство Полиевктом и Неарком. Можно сказать, что они вели себя так, как современные террористы, но делали они это во имя веры. Надеюсь, вы понимаете, что я имею в виду в связи с сегодняшним контекстом – разрушение священных объектов чужой религии. В финале Полиевкта и Неарка хватают и приговаривают к смерти. В пьесе Корнеля – этом шедевре французской литературы – Полиевкт идет на смерть с радостью и те люди, которые присутствуют на  его казни, убеждаются в том, что это действительно настоящая вера и тоже принимают христианство. Я считаю, что это большое упрощение и манипуляция, и я нашел в тексте Корнеля фрагменты, которые дают мне право на другую концовку. Мой финал иной, он говорит о том, что у каждого может быть свой Бог, и все толерантны друг к другу. Это такой оптимистический конец, в котором герои счастливы. Этот посыл, которым заканчивается опера, для меня очень важен. В последние годы мне все чаще хочется выразить свое мнение по поводу сложившейся в мире ситуации. Я считаю, что происходят отвратительные вещи, и я не могу сидеть сложа руки. Одно из моих последних произведений называется «Exodus 2016» («Исход 2016») – это своего рода протест против плохого отношения к людям, которые бегут из Северной Африки. В нем кроме музыки есть слова, которые выкрикивают музыканты, и оно заканчивается безумным танцем, основанным на мотивах курдской музыки. Я никогда не принадлежал ни к одной политической партии, но я хотел бы высказать протест против несправедливости по отношению к человеку.

Краузе1Творческое кредо и жизненная позиция композитора сформулированы в нескольких его высказываниях:

«С детства родители связывали мое будущее с музыкой. Убеждение, что только музыка мое дело, во мне сейчас сильнее, чем было прежде. Я ощущаю радость от того, что хорошо это знаю, что я это умею. Я чувствую удовлетворение от того, что этому ремеслу обучен […] и это дает мне фантастическую основу в жизни, для того, чтобы идти вперед, чтобы просыпаться утром с надеждой».

(Кристина Тарнавская-Качоровская. «Зыгмунт Краузе. Между интеллектом, фантазией, долгом и игрой»).

«Я никогда не стремился примкнуть к какой-либо группе композиторов определенной эстетической направленности, предпочитая оставаться в одиночестве, скромно, как бы сбоку, но зато не в толпе».

 «Главное, чтобы в музыке содержалось эмоциональное послание к человеку. По моему глубокому убеждению, это и есть главная цель любого искусства».

 (Ирина Никольская. «Зыгмунт Краузе и его музыка»).

«Во мне живут две натуры: к своей работе я отношусь очень серьезно, а остальное – радость жизни. Я счастлив и все время чувствую счастье вокруг себя».

«Музыка – это универсальный мир, который объединяет людей и понятен без переводчика – и это гениально».

«Человек – не доброе существо и нужно огромное усилие, чтобы отвлечь его от дурных склонностей и инстинктов. Музыка идеально для этого подходит, потому что она совершенно абстрактна и непосредственно воздействует на эмоции…»

(Йоанна Данило. Интервью с Зыгмунтом Краузе  «Я ценю тишину»).

После встречи в Консерватории в Международном союзе музыкальных деятелей состоялся единственный концерт Зыгмунта Краузе. Он исполнил произведения Фридерика Шопена, Кароля Шимановского, Игнация Падеревского и пять собственных сочинений: «Рефрен», «Кошмарное танго», «Музыка камня», «Песня нелюбимого», «Музыка в перчатках».

Послушайте несколько произведений композитора.

«Серенада для оркестра»

https://www.youtube.com/watch?v=Da9Z1W01uwQ

«Кошмарное танго»

https://www.youtube.com/watch?v=SXgldP9_FXU

«Музыка камня»

https://www.youtube.com/watch?v=Amnfi-rz9F0

Третий струнный квартет

https://www.youtube.com/watch?v=8hHhhjVjGSM

 

 

Фотографии Константина Маслова.

Декабрь 2017

Зыгмунт Краузе в России




Эва Гараева

Эва Гараева


Эва Гараева
– переводчик с польского и английского языков, журналист, коллекционер, популяризатор польской литературы в России. Сотрудник ГМИИ им. А.С. Пушкина.  В переводе Э. Гараевой вышло более 20 книг, среди них романы Мануэлы Гретковской, Марека Лавриновича, Эдварда Долника, произведения Катажины Грохоли, Кристины Кофты, Малгожаты Домагалик, труды искусствоведов Ежи Маевского, Малгожаты Омиляновской, Сары Карр-Гомм, Терезы Черневич-Умер  и др. авторов. 




Выпуск 13

Искусство

  • Загадка Малевича
  • Загадка Малевича (часть 2)
  • Дагни глядит на меня...
  • Выставка К.И.Галчинского в библиотеке "Лиговская"
  • Виткаций в Закопане
  • Без дуновения дышало единое
  • Выставка Фриды Кало в Музее Фаберже
  • Выставка «Католическая Польша в Санкт-Петербурге»
  • Последний фильм Вайды
  • "Польский" репертуар хора Александрова
  • Неожиданный Айвазовский
  • Русская деревянная скульптура
  • Эдита Пьеха поет по-польски
  • Тверское валунное творчество
  • Наедине с деревом
  • Зыгмунт Краузе — выдающийся композитор-новатор
  • ИСКУССТВО ГЕНРИКА СЕМИРАДСКОГО
  • Зыгмунт Краузе в России
  • Рисунки польских детей в Москве
  • Рафал Ольбинский. Искусство метафоры.