Выпуск 10
Искусство
Русская деревянная скульптура
Русская деревянная скульптура –это тот вид национального творчества, который и сегодня еще остается малоизученной областью русского искусства.
В первую очередь это объясняется тем, что русскую скульптуру и по своему значению и распространению несравнима, например, с иконописью, где русским мастерам удалось достичь максимальных высот. Определенную роль сыграло и то, что само занятие изготовлением деревянной скульптуры часто понималось, как подражанием широко распространенной подобной традиции в католичестве.
Был и еще один сдерживающий фактор распространения деревянной скульптуры в России – это Указ Священного Синода от 1722 года, который требовал изымать из церквей деревянные скульптуры, которая в основном была культовой, и направлять их в Синод или Синодальные конторы для уничтожения.
К сожалению, Указ Синода был не единственным официальным документом, направленным против скульптуры, как таковой. Спустя сто десять лет последовал особый Указ императора Николая I № 11599 от 30 ноября 1832 года предписывающий, чтобы нигде в церквах не иметь никаких изображений, кроме святых образов.
Однако сегодня можно с полной уверенностью утверждать, что русская деревянная скульптура – это самостоятельное, своеобразное и оригинальное направление в национальном искусстве, которое, несмотря на колоссальные утраты, сохранило многочисленные и самые разнообразные образцы.
Собрания русской деревянной скульптуры имеются практически во всех наших музеях. К сожалению, они не всегда попадают в постоянные экспозиции, а потому остаются до сих пор малоизвестными и малоизученными.
И это при том, что, по словам известного исследователя данного вида творчества, А.К. Чекалова: «Народную деревянную скульптуру, в частности северную, можно считать прямой и единственной наследницей древнерусской пластики».
В собрании Московского Кремля хранится один из самых древних памятников русской деревянной пластики — скульптура святого Георгия -воина, вырезанная из цельного ствола липы в XIV веке. Здесь представлены произведения в основном XV-XVIII веков, разнообразные по видам и технике резьбы, дающие широкое представление о своеобразии развития этого вида древнерусского творчества в разных культурных центрах Древней Руси – Москве, Новгороде, Ростове Великом, на русском Севере.
Говоря о скульптурных изображениях святого Георгия, можно отметить то, что популярным было изображать его не в виде деревянной скульптуры, а в виде горельефа. («Чудо Георгия о Змее»). Известно несколько таких скульптурных работ из Вологодской области.
Особенной же любовью пользовалось изображение Николая Чудотворца («Никола Можайский с мечом и градом»), которые можно встретить, практически, повсеместно, как на севере, так и в центре России.
Иногда такие скульптуры достигали человеческого роста, как Николай Можайский из Пскова (1540 года), который был в высоту имеет более 1 метра70 см.
Удивительная по красоте деревянная скульптура Николы Можайского с мечом и градом из Николо-Столпенского монастыря, датируемая XVII веком, хранится в Богоявленском соборе Вышнего Волочка, хотя есть сведения, что изначально это было крайне редкий сюжет— «Никола Можайский с крестом и градом».
Еще одним довольно распространенным сюжетом является изображение святой Параскевы Пятницы, а самым редким в тиражируемой скульптуре было изображение головы Иоанна Предтечи, получившие распространение в течение 150 лет с середины XVII века.
На Севере возникла и получила распространение традиция изображения, которое иногда называют «Христос в темницы», «Бичуемый Христос» или «Сидящий Христос».
Обширное собрание такой скульптуры имеется в Пермском музее, куда вскоре после революции было свезено множество деревянных статуй. Пермская деревянная скульптура («Пермские боги») — храмовая скульптура, получившая распространение на территории Пермского края в XVII—XIX веках. По воспоминаниям Н. Н. Серебренникова — первого собирателя Пермской деревянной скульптуры, фигуры Спасов даже ставили внутри храма в некоторое подобие темниц, тоже сделанных из дерева.
Коллекции пермской деревянной скульптуры находится в Пермской государственной художественной галерее. В 1965 году по словам того же Серебрянникова, она состояла почти из 300 скульптур XVII-XIX веков.
Есть настоящий шедевр русской скульптуры «Христос в темнице», датируемый XVII веком, и в собрании русской деревянной скульптуры и декоративной резьбы Переславльского музея.
Но один из самых любопытных экспонатов Переславльского музея — фигура «Мужичок» из имения Бектышево — единственное сохранившееся до настоящего времени скульптурное украшение ограды богатого дома, о существовании которых в Московской Руси известно из описаний иностранных путешественников XVI-XVII вв. Это редкий образец гражданской скульптуры.
Своя богатая коллекция деревянной скульптуры есть в Иркутском областном художественном музее. В основном, это распятия с предстоящими – также очень распространенный сюжет в русской деревянной скульптуре.
Но, все же, самыми распространенными были скульптурные изображения преподобного Нила Столобенского из Нило-Столобенской пустыни (Осташковский район). Наиболее старые датируются концом XVIII века, а расцвет промысла по их изготовлению приходится на XIX век — начало XX века. В это время изготовлением скульптурок занимались не только монахи Нило-Столобенской пустыни, но и жители Осташковского, Ржевского и Зубцовского уездов.
В монастырском музее хранится деревянная скульптура Нила Столобенского, выполненная в человеческий рост. Высказывается предположение, что это первое скульптурное изображение Преподобного, которое было изготовлено в 1770-1780 годах. Но нельзя не заметить, что это изображение существенно отличается от сложившейся в последствие традиции изображать святого. Скорее всего, скульптура была выполнена в Санкт-Петербурге и, вполне возможно, иностранцем или русским мастером, знакомым с западноевропейским искусством резьбы по дереву.
Еще одна деревянная скульптура Нила Столобенского из села Метлино (конец XVIII – начало XIX века), вырезанная из мореного дуба также почти в человеческий рост хранится в Торопецком краеведческом музее. Она существенно отличается по своему композиционному решению от скульптуры из монастырского музея и полностью соответствует традиционному изображению преподобного в объемной скульптуре, которое здесь со временем сложилось.
К сожалению, не смотря на всю очевидность уникальности данного явления связанного с Нилом Столобенским, оно еще не нашло должного отражения в отечественной искусствоведческой литературе. При этом довольно подробно описаны деревянные скульптурные изображения Николая Можайского с мечом и градом и Параскевы Пятницы, о так называемых «Пермских богах» написаны целые монографии.
А жаль, ведь если скульптурные изображения Параскевы Пятницы – «образ матери-Родины» (Г.К. Вагнер) и Николы Можайского – «апофеоз русского крестьянина» (М.В. Алпатов) есть не что иное, как воплощение общенационального характера, то скульптурный образ Нила Столобенского звучит по-иному, может быть более сдержанно, но не менее внушительно, органически вписываясь в природу Селигерского края.
«Наряду со светотеневой выразительностью рельефа, — считает Т.В. Николаева,— деревянная скульптура обладала еще и теми же средствами художественного воздействия, что и живопись, — была полихромной, раскрашенной темперой иногда по холсту и левкасу».
Еще одно направление, о котором необходимо сказать — это скульптурный декор иконостасов, где можно встретить самые различные сюжеты от евангелистов до ангелов. На одном только иконостасе кладбищенской церкви в Кашине число скульптур достигало 138. Это уникальное произведение было уничтожено в 1933 году.
Есть свое собрание деревянной скульптуры и в Тверской картинной галерее, которое все мы надеемся увидеть в постоянной экспозиции после реставрации Твесркого Императорского дворца.
Сегодня наиболее изученной оказалась деревянная скульптура Русского Севера. Что касается центральных регионов России, то это направление в национальном искусстве еще ждет своего исследователя, который смог бы обобщить всю имеющуюся, и пока еще разрозненную, информацию.
***
Русская деревянная скульптура в России развивалась по двум различным направлениям.
Н.Н. Соболев отмечает, что завоевание в 1654-1657 гг. ряда местностей и городов Польши и Литвы привело к более тесному общению с их культурой, а, именно, произошло знакомство с польской деревянной скульптурой и резьбой по дереву, что вызвало многочисленные подражания и в Московском государстве. Все это получило развитие в искусстве резьбы по дереву и в дальнейшем, особенно в XVIII веке. Именно здесь нужно искать истоки создания первой деревянной скульптуры преподобного Нила Столобенского.
Другое направление, которое мы с полным основанием можем назвать «русская народная резьба по дереву», кардинальным образом отличается от деревянной скульптуры католического Запада. По своему внутреннему содержанию эта скульптура более спокойна, сдержана и простодушна. Она способна пробуждать в душе самые светлые чувства, подкупает чистотой, непосредственностью и жизненной силой. Отсутствие лишних деталей и внутреннего драматизма, вот, наверное, главное отличие отечественной деревянной скульптуры от западных образцов, где порой драматизм возведен в абсолют.
Истоки этого направления нужно искать, очевидно, в древнерусской и древнеславянской мифологии, а том числе и дохристианской.
Остается надеяться, что русская деревянная скульптура все-таки займет подобающее место в истории русского искусства. Справедливости ради надо сказать о том, что уже существуют монографии о русской деревянной скульптуре (Н. Померанцев «Русская деревянная скульптура», М. «Советский художник», 1967 и др.), но они все еще далеки от полномасштабного освящения данной темы.
Библиография
- Н.Н. Соболев «Русская народная резьба по дереву». ACADEMIA, 1934.
- Русская народная скульптура из дерева. М., «Советский художник», 1958.
- Н.Н. Серебрянников «Пермская деревянная скульптура». Пермь, 1967.
- А.К. Чекалов «Народная деревянная скульптура Русского Севера». М. «Искусство», 1974.
- Т.А. Крючкова «Деревянная скульптура в Иркутском областном художественном музее». Музей 5. М.»Советский художник», 1984.
- «Деревянная скульптура и резьба XVI — XIX в.в.» http://museumpereslavl.ru/expoz/rezba.htm
- А.И. Мордвинова «Деревянная церковная скульптура в Чувашии XVI — начала XX в.». Кандидатская диссертация, 2004.
- Очерки русской культуры XVI века. МГУ, 1977.
Никола Можай. Пермская область
Русская деревянная скульптура
Виктор Грибков-Майский
Родился в 1956 г. Окончил в 1981 г. Тверской государственный университет (французский язык и литература) и Московский университет искусств (декоративно-прикладное отделение), а позднее Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет (2001).
Член союза журналистов России с 1997 г. Дипломант Областного конкурса для журналистов, пишущих о туризме «Звезда Верхневолжья» (2006). Дипломант Национальной туристской премии им. Ю. Сенкевича Федерального агентства по туризму в номинации «За лучшую публикацию по туризму и путешествиях по России» (2007). Дипломант Первого Всероссийского конкурса патриотической журналистики (2009).
Член Редакционного Совета Международного журнала Русского Зарубежья «Большой Вашингтон» (с 2008 г.).
Автор нескольких пьес и более трехсот публикаций по вопросам культуры, туризма, искусства.