Выпуск 16

Для детей

Феликс, Net, Ника и гангстеры-невидимки

Рафал Косик

1. Первый день в школе

РафалКосик—  Мне нужно бежать, —  грустно сказала мама, поправляя на Феликсе лацканы пиджака. — У нас в фирме небольшой кризис, и без меня не справятся. Будь вежливым и слушай учительницу.

Она поцеловала сына в лоб, села в Альфа Ромео[1] красного цвета и, свистя шинами, уехала. По мнению Феликса, мама ездила определенно слишком быстро.

Феликс Полон был худощавым светловолосым подростком тринадцати лет с карими глазами. Он выглядел абсолютно обыкновенно. Может быть, исключая одежду — сегодня по причине начала нового учебного года на нем был элегантный темный костюм и белая рубашка.

Машина мамы исчезла за поворотом. Феликс обернулся и посмотрел на свою новую школу. Здание показалось ему не слишком большим. Начальная школа, которую он посещал шесть лет, располагалась в одноэтажном строении, окруженном площадкой с песочницами, горками и деревянными домиками для игр и напоминала детский сад. Эта школа выглядела совершенно по-другому. Старому четырехэтажному зданию было, наверное, лет сто. Он производило мрачное впечатление и несколько напоминало замок. Немного фантазии, и небольшие возвышения крыши в каждом углу здания можно считать башнями. Ветер колыхал ветвями двух тополей, растущих по обе стороны входа. Гимназия имени профессора Стефана Кусьминского — место, куда он будет приходить на протяжении следующих трех лет.

Он повел плечами и поднялся по широким ступенькам, которые вели к огромной двери. Дверная ручка находилась на высоте его лба. Он открыл скрипящую створку двери и неуверенно вошел внутрь. Несмотря на то, что до начала торжественной линейки оставалось больше двадцати минут, в холле уже было несколько десятков учеников. Почти все с родителями. Папа Феликса не мог прийти с ним. Он был изобретателем, а как раз в этот день была запланирована демонстрация одной из его машин перед важным министром машин. Мама нашла ровно столько времени, чтобы подвезти Феликса к школе. Бабушка Люся с удовольствие поехала бы с ним на автобусе, но Феликс вежливо отказался. Не хватало еще, чтобы в первый день в новой школе все увидели его с бабушкой.

Он осмотрелся. Здесь все было большое. Под высоким потолком висела роскошная люстра огромного размера, которая сейчас горела. Напротив входа, за местом дежурного школы, находились застекленные двери, которые вели во внутренний дворик, заросший старыми карликовыми деревьями. Вправо и влево вели широкие коридоры. Феликс подошел к пожелтевшему от старости плану, который висел на стене, чтобы в случае пожара каждый знал, куда бежать. С высоты птичьего полета здание имело форму квадрата, посередине которого располагался внутренний дворик. Второй и третий этаж можно было обойти вокруг по коридору. Четвертый этаж невозможно было обойти вокруг, потому что всю ширину переднего крыла занимал спортивный зал с раздевалками. Первый этаж в свою очередь разделял переход, соединяющий внутренний дворик с садом.

На самом верхнем уровне, видимо, простирался чердак, который не был обозначен на плане. Прежде чем войти в здание, Феликс заметил маленькое окошко в крыше. Значит, чердак там должен быть.

Феликс почувствовал на себе чей-то взгляд. С другой стороны холла стояла худенькая рыжеволосая девушка в джинсовой куртке. Непослушные локоны медного цвета торчали во все стороны из-под резинки, пытающейся обуздать ее прическу. Когда Феликс на нее посмотрел, она отвела взгляд зеленых глаз, делая вид, что вовсе на него не смотрела. Ему пришло в голову, что смешно выглядят ее худые ноги в тяжелых сапогах. «Женщина с характером», — сделала он вывод.

 Учеников прибавлялось, и становилось тесно. Кто-то подал знак всем идти наверх, потому что там, в спортивном зале, должно состояться приветствие первоклассников. И толпа двинулась по лестнице на четвертый этаж.

— Внимание!

Когда в спортивном зале раздался этот звучный голос, еще не было видно, кому он принадлежит.

— Внимание! Меня зовут магистр-инженер Юлиуш Стокротка[2] Стокротка = маргаритка). Я директор этой школы. Я рад приветствовать наших новых учеников и их родителей. Предлагаю родителем пройти направо и сесть на приготовленные для них стулья. Детей приглашаю на скамейки с противоположной стороны.

Через некоторое время установился относительный порядок. Феликс вместе с другими сел с левой стороны. Обладателем зычного голоса оказался полный человек невысокого роста в слишком плотно облегающем костюме и с бабочкой оптимистического зеленого цвета, старательно завязанной на шее. На его голове сияла элегантная лысина.

Директор школы магистр-инженер Юлиуш Стокротка. Надо это запомнить, подумал Феликс.

—  Вот так лучше, —  сказал директор. — Вот теперь мы никого из учеников не перепутаем с родителями.

Несколько приглушенных смешков сзади были единственной реакцией на шутку. Директор стал рассказывать монотонным голосом об истории школы, о педагогических достижениях, о распорядке, но Феликс быстро потерял интерес к его словам. Конечно же, он знал, чем отличается гимназия от начальной школы. Должны быть такие же уроки, перемены и звонки, но дисциплина более строгая и его ждет более прилежная учеба. Придется привыкнуть. Услаждали ситуацию карманные деньги, которые он получил сегодня утром впервые.

Вся торжественная часть вместе с вносом и представлением школьного знамени продолжалась около двадцати минут. После чего толпа встала и постепенно утекла в коридор. Приблизительно в середине коридора второго этажа Феликс понял, что не знает, куда идти. Разговаривая, родители спускались вниз, чтобы вернуться к своим делами, а сопровождаемые учителями ученики группами расходились по своим классам.

Не прошло и двух минут, как Феликс понял, что остался один. Конечно, гимназия — это самостоятельность и расторопность. Нужно было слушать, подумал он.

—  Эй, ты, Милки! — услышал он за спиной.

Обернулся и увидел двух старших по возрасту ребят. Должно быть они были из второго или из третьего класса.

—  Бабки есть? — спросил тот из них, который был выше ростом, худой, со светлыми рыжими волосами и торчащими кривыми зубами.

—  Это мои карманные деньги, —  возразил неуверенно Феликс, касаясь рукой кармана. Минуту спустя он понял, что тут-то он и совершил ошибку.

Второй из парней был ниже ростом, но зато довольно толстый. У него были черные кучерявые волосы и широченные брюки, свисающие между ног почти до колен. Он улыбнулся и с быстротой, которую трудно было ожидать, вырвал банкноту из рук Феликса.

—  Спасибочки! — сказал он и отвернулся, засовывая деньги в свой карман.

—  Эй! — закричал Феликс и сделал шаг в их сторону. —  Это мои…

Те обернулись и подошли к Феликсу, почти нападая на него. Они были по меньшей мере на голову выше. Феликс вспомнил Цабана. Цабан, большой, черный лохматый пес, сейчас, наверное, спал в его комнате. Если бы он был тут, не позволил бы так относиться к своему хозяину.

—  Что ты сказал? — спросил рыжий.

—  Отстаньте от него, —  сказал парень в черной байке, став рядом с Феликсом.

Те посмотрели с сторону непрошенного гостя, плюнули в его сторону и  неохотно отошли. Меньший ростом, борясь с излишним весом, раскачивался при каждом движении.

—  Спасибо! — сказал Феликс, протягивая руку. — Я Феликс… с «икс» в конце.

—  Эрнест, —  представился парень и пожал Феликсу руку, —  с «тэ» в конце. Лучше будь с ними осторожен. Родятся такие вот недоделанные, а потом вынуждены ходить в какую-нибудь школу.Им выпала наша, но таких везде встретишь. Тот длинный — это Марцелий, а толстого зовут Рубен.

—  Отобрали у меня десять злотых.

—  Ты можешь сказать своей классной, —  предложил Эрнест.

—  Не хочу ябедничать.

—  Тогда считай, что с деньгами ты распрощался.

Он похлопал Феликса по плечу, сочувственно улыбнулся и повернулся, чтобы идти.

—  Подожди! — воскликнул Феликс. — Почему он назвал меня «Милки»?

—  Это шутка такая, мол, молоко на губах не обсохло.

«Приветствуем вас в школе», — подумал Феликс. Он спустился вниз, в холл, пытаясь найти информацию о своем классе. Но там был только высокий худой, как палка, парень в свободных штанах с цепочкой, свисающей у пояса и в потертой коричневой байке с капюшоном. Его темно-русые волосы имели такой вид, словно он причесывался, поджигая в волосах петарду.

—  Извини, —  сказал Феликс, —  я ищу свой класс.

—  Список на доске объявлений за стеклом, —  ответил тот, глядя на Феликса голубыми глазами из-под очков. — Пойдем, я покажу.

На доске, среди сотни прочих объявлений, действительно был список учеников по классам.

—  1-й «А» —  прочитал Феликс.

—  Как и я!  —  Обрадовался парень. — Значит, мы одноклассники. Меня зовут Net Белецкий.

—  Феликс Полон. Феликс с «икс» в конце.

Они протянули друг другу руки.

—  Старики прибавили тебе этот икс?

—  Я сам прибавил. Так прикольней.

—  Ты прав. Я себе прибавил просто «Net». Терпеть не могу моё настоящее имя.

—  Почему ты не на уроке?

 —  Я искал сигнал. Связь прерывается, и мне пришлось потратить на поиски несколько минут.

—  Что? 

Net открыл свой рюкзак и вытащил черный мини-компьютер размером с книжку, старый сотовый телефон и несколько проводов.

—  Я часто проверяю почту, прогноз погоды и всякое разное.

—  Ты не боишься, что у тебя это украдут?

—  Это все старые развалюшки. Некоординированная система. Я потому и ношу его, чтобы не было жалко, если пропадет. Все имеет пароли, автоматически уничтожается в случае неавторизованного…

Феликс поднял ладонь, словно оборонялся, и сказал:

—  Когда-нибудь потом объяснишь мне все это. Где наш класс? В списке нет номера.

—  И правда, —  признался Net. — Учителя после речи директора собрали учеников и отвели их в классы. Я шел в конце, пытаясь поймать сеть…Ты прав, я тебе потом объясню. Ну и …когда поднял взгляд от экрана, я стоял один посреди коридора.

—  Сейчас надо найти этот наш класс, —  напомнил Феликс.

—  Сделаем! — Net открыл компьютер. — Не спрашивай, откуда я знаю пароль внутренней сети, —  заметил он, подняв палец вверх, и начал с невероятной скоростью ударять по клавишам.

—  Готово! Кабинет номер 115. Второй этаж.

Он спрятал все назад в рюкзак и направился в сторону лестницы. Онемевший Феликс догнал его несколькими шагами. Они поднялись на этаж выше и сразу же увидели двух «знакомых» Феликса, которые цеплялись к рыжей девчонке в тяжелых ботинках.

—  Сегодня я их уже встречал, —  неуверенно произнес Net.

—  Я тоже, —  добавил Феликс и прибавил шагу, желая объяснить им, что он думает о приставании к девчонкам, но Net потянул его за рюкзак.

—  Успокойся, —  шепнул он со страхом в глазах. — Их двое, а мы одни… давай сделаем их мозгами. Я переставлю часы школьного компьютера на восемь сорок пять.

Они присели за углом. Net вытащил свой «нескоординированный» мини-компьютер и застучал по клавишам.

—  И никто не поймет? 

—  Здесь нет никакой защиты, —  беззаботно ответил Net. — Здешний информатик должно быть просто валенок, а я не оставляю за собой следов.

—  Но… зачем? А с ней что?

Раздался звонок. Он звонил недолго и замолчал, когда Net нажал «Enter». Феликс вытаращил глаза.

—  Ты этим включил школьный звонок? — показал он на мини-компьютер и спутанные провода.

—  Он сам включился, —  повел плечами Net с невинным выражением лица. — Я только на некоторое время переставил время.

—  Я плохо разбираюсь в компьютерах.

Ребята вышли из-за угла. В некоторых классах открылись двери, и в коридор высыпало около двух десятков учеников и несколько учителей. Марцелий и Рубен торопливо отдалялись от толпы. Девушка складывала книжки в потрепанную сумку. Феликс и Net подошли к ней. Коридор быстро пустел.

Рыжеволосая девушка поправила видавшую виды джинсовую куртку и плиссированную юбку.

—  Все о-кей? — спросил Феликс.

—  О-кей. Спасибо, что включили звонок. — Она откинула со лба непослушные локоны. У нее были большие зеленые глаза, слегка вздернутый нос и несколько веснушек. Объективно оценивая, она действительно была красива.

—  Мелочи, —  улыбнулся Net, но сразу же сморщил лоб. Феликс сделал то же самое.

—  Откуда ты знаешь? — спросили одновременно.

—  Женская интуиция, —  объяснила она, таинственно улыбаясь.

Ребята обменялись удивленными взглядами.

—  Чего они от тебя хотели? — спросил Феликс.

—  Хотели отобрать у меня второй завтрак, но я не дала. У меня и так его нет.

—  У меня пытались забрать телефон, —  сказал Net, —  но, видимо, пришли к выводу, что он слишком ценный, и будет переполох.

—  А у меня ОТОБРАЛИ десять злотых, —  добавил Феликс.

—  Было приятно познакомиться, —  сказал Net, —  но, sorry, мы должны идти на первый урок.

—  Вы из какого класса? — спросила девушка, застегивая сумку.

—  Первый «А», —  произнес Феликс, —  а ты?

—  Я тоже, —  широко улыбнулась девушка. — Ника Мицкевич.

Ребята тоже представились, и втроем они побежали по коридору. Нашли нужную дверь, постучали и вошли в класс. Едва перешагнув порог, замерли. На них смотрело больше десятка пар глаз и стоящая у доски учительница.

—  Это наши опаздывающие? — спросила она. — Феликс, Net и Ника?

Ребята неуверенно поддакнули. Классная была молодая, у нее были длинные светлые волосы. Она смотрела на ребят приветливо, с легким удивлением. —  Садитесь. Места… к сожалению, есть только на последних партах, —  добавила она. — Я буду у вас вести польский язык. Меня зовут Иоанна Хабер, но можете обращаться ко мне «пани Иола». — Подождала, пока они сядут, и спросила, —  Почему вы пришли только сейчас?

—  Мы немного… потерялись, —  объяснил Феликс.

—  Но проверили в интернете номер класса и попали, —  быстро добавил Net.

—  Проверили в интернете номер класса? —  поднимая удивленно брови, с недоверием спросила пани Иола. — Достаточно бы было спросить у дежурного или у секретаря.

Ученики начали хохотать, а Феликс почувствовал, что краснеет. Краем глаза он заметил, что та же проблема была у Net-а.

—  Номер класса должен был быть на стенде, —  буркнул себе под нос Net.  О, Боже! Что это?

Последние слова были адресованы Феликсу, который вынул из кармана перьевую ручку, открутил колпачок и начал записывать.

—  Я записываю, —  повел плечами Феликс.

—  Но… перьевой ручкой? Это же страшно неудобно.

На оставшейся части урока пани Иола объясняла обязательные к исполнению школьные правила и писала на доске план занятий и список нужных и ненужных вещей, которые предстояло купить. Во всяком случае, классная показалась нормальной.

Когда прозвенел настоящий звонок, все ринулись к двери, словно объявили эвакуацию.

—  Везунчики, —  бросил на ходу какой-то пацан, проходя мимо последних парт. — У вас самые хорошие места. Первое, что она сделала, —  пересадила всех вперед.

—  Так вы пришли без родителей? — спросил кто-то. — Вы специально опоздали, чтобы сесть в конце.

С неприязнью они покачали головами и вышли.

—  Наш вход, похоже, был неудачным, —  заметила Ника, когда они остались в классе одни.     

—  И этого не скроешь, —  подтвердил Феликс.  Net махнул рукой.

—  Хоть классная неплохая. В эстетическом смысле…

Троица вышла в коридор, и ребята сразу же увидели Марцела и Рубена. С противоположной стороны плакала какая-то полноватая девчонка. Ника подошла, чтобы спросить, что случилось. Выслушала, успокоила девчонку и вернулась.

—  Отобрали у нее новую ручку, —  сообщила она. — Это Целина из нашего класса.

—  Нужно и вправду быть с ними поосторожней, —  покачал головой   Net, —  и обходить стороной.

—  Они воришки! — возмутился Феликс. — А воров надо уничтожать, а не обходить.

—  Но как? — спросил Net. — Они сильнее нас. Лучше наплевать и обходить стороной.

—  Типичная тактика запугивания, —  покачала головой Ника. — Заступишься за кого-то — набросятся на тебя. Может, мы должны действовать вместе?

—  Тебе хорошо говорить, —  вздохнул Net. — Ты девчонка, и тебя не отлупят.

—  Их всего лишь двое! — упрямилась Ника. — Они как раз на то и рассчитывают, что, если напугают каждого по отдельности, никто не высунется.

—  И поэтому мы должны действовать вместе, —  заявил Феликс, —  Но не так. Мы должны найти способ их проучить. Чтобы все увидели, какие они глупые. Иначе всю школу они не дадут нам жизни. Давайте подумаем, в чем мы лучше их?

— Глядя на них… —  призадумалась Ника, —  так во всем.

—  За исключением прямого боя, —  добавил Net.

 Перевод Валентины Филатовой



[1] По причине любви автора к транспортным средствам и его врожденной несговорчивости, в этой книге названия машин будут написаны с большой буквы.

[2] Стокротка = маргаритка

Феликс, Net, Ника и гангстеры-невидимки

Роман «Феликс, Net, Ника и гангстеры-невидимки» (2004, изд. Powergraph) —  первая из серии четырнадцати книг, написанных польским автором Рафалом Косиком. Он написан в жанре так называемой мягкой научной фантастики, где помимо увлекательных фантастических явлений много места отведено человеческим проблемам. Книга рассчитана на молодежную аудиторию, однако серьезность темы, динамика повествования, острый сюжет вполне могут привлечь и взрослого читателя. 

Хотя критика и называет книги писателя польским Гарри Поттером, но, в отличие от английской серии, здесь очень мало элементов сказки, волшебников, колдунов. Героями являются обыкновенные подростки Феликс, Net и Ника —  учащиеся старших классов вымышленной гимназии имени Стефана Кусьминского в Варшаве. События происходят в близкой нашему читателю социальной среде. Правда, среда, в которой живет Ника, не такая, как у ее друзей. Если отец у Феликса —  физик, работающий в закрытом военном институте, мама — директор в фирме, а у Net-а отец —  программист, мама — художница, и они живут в пентхаусе в центре города, то Ника, у которой нет матери, а отец неизвестно где, обитает в рабочем районе в маленькой квартирке и подрабатывает на жизнь мелким ремесленничеством. Но это не мешает им втроем проводить время и даже вместе ездить на каникулы.

Выносливость, ум и общая продвинутость дают им возможность преодолевать массу препятствий, холод и голод, спасаться от рук мафии, которая следует за ними по пятам, и, разгадав взрослые тайны, каждый раз возвращаться домой с победой.




Выпуск 16

Для детей

  • Детские стихи Дануты Вавилов в переводах Марины Шалаевой
  • Из страны сказки
  • "Паровоз" Тувима в переводе Игоря Белова
  • Стихотворение-загадка
  • Рождество
  • Каток
  • Стихи Збигнева Дмитроцы для детей
  • Каштаны
  • «О гуральке Ханусе и панночке Данусе» - опыт перевода детских стихов Барбары Палюховой
  • Сказка о мужике, змее, лисице и курицах
  • Рождественская ёлка
  • Четыре песенки
  • Стихи Яна Бжехвы
  • Детские песенки на славянских языках
  • Не только классики...
  • Феликс, Net, Ника и гангстеры-невидимки
  • ГДЕ СЛОН?
  • Кошлинские волшебницы
  • Концерт для друга
  • Автобиография. Стихи для детей: "Беглец","Сова"
  • Простая работа
  • Августовская Ида
  • Лучшая подруга
  • Франтишка (фрагмент)
  • Босое солнышко
  • Любимый праздник святого Николая
  • Почему не поет огурец?
  • История женщин
  • "Мы спросили у собаки..."
  • Отличия советских и современных детей
  • «Терпение и труд скоро помрут…»
  • Пять колыбельных песен
  • Большое счастье (сказка)
  • Треугольная сказка (Данута Вавилов)
  • Одолеем Бармалея?
  • Кто чем занят?
  • Все на свете в разном цвете
  • Старая сказка про правду
  • Prequel «Старой сказки о правде»
  • Продавец снов
  • Колыбельная
  • Папина трубка
  • Миниатюры для детей и взрослых
  • Наш Кузя
  • Синяя лента
  • Заколдованная площадь
  • Танкист. Мы из Бадена.
  • Песни о детстве
  • Моя боевая мечта. Почему я не стал ювелиром
  • Две сказки Мишки-Ушастика