Выпуск 23
Искусство
Памяти Романа Шустрова
14 мая в Санкт-Петербурге не стало скульптора Романа Шустрова. Он умер в Мариинской больнице, где был госпитализирован с двусторонней пневмонией, вызванной коронавирусом. 61 год был ему…
Роман создал множество замечательных скульптур из папье-маше. Он предпочитал называть своих кукол скульптурами. На самом деле, они были почти живыми существами, со своими характерами, настроением, привычками.
Первой куклой из папье-маше, главного материала Мастера, стал Дуремар. Почему…Роман и сам не понял…Он писал как-то, что просто с детства жалел этого неудачника, и таким увидел его…
И все-же главной скульптурой его был «Петербургский ангел», поселившийся в Измайловском саду, рядом с Молодёжным театром на Фонтанке и сделавший знаменитым его автора. Он трогательный, добрый, кажется, что он сам не защищен от бед, но у него есть крылья, зонт и томик любимых стихов. А еще Вера, Надежда, Любовь…
Художник рассказывал: « Это мой первый опыт работы с бронзой, и я испытывал необычные чувства, перескочив с бумаги на металл. В общем, открытие состоялось и все, кажется, довольны!..
…Скульптура «Петербургский ангел» посвящена старикам из моего ленинградского детства, носителям особенной душевной культуры и интеллигентности. Эти старики, пережив все невзгоды первой половины 20-го века (гражданскую войну, голод, сталинские репрессии, блокаду, потерю родных и друзей), сохранили в себе оптимизм. Они восстанавливали наш город из руин.
Это удивительное поколение, пройдя через невероятные испытания выпавшего на их долю сурового времени, приобрело мудрость, свойственную возрасту, но каким-то чудом сохранило юношескую непосредственность, жизнерадостность и живой интерес к людям.
Где вы еще увидите такую даму с собачкой…Вот она, лениградская бабушка его детства…
К сожалению, этот образ почти исчез из нашей жизни. Но детство каждого из нас было украшено встречами с этими добрыми стариками…
Рассказывал Мастер и о своей семье:«Мама и бабушка перенесли блокаду. Бабушка, конструктор одежды, работала после войны в легендарном ателье «Смерть мужьям». Во время войны бабушка обшивала жён высоких чинов — пайки давали чуть побольше, и это спасло жизнь моим близким. А мама, танцовщица Театра Музкомедии, во время блокады, ещё юной девочкой, выступала с хореографической бригадой в госпиталях — они поднимали дух раненым бойцам. Сколько себя помню, мама всех гостей усаживала за стол, кормила обильно, холодильник был по возможности набит продуктами, вот такое ленинградское гостеприимство.
Мой ангел артистичный. В нём есть черты и моего отца, певца ансамбля песни и пляски, и моего старшего брата Александра Шустрова, артиста пантомимы, учившегося у Марселя Марсо в 60-е… Наверное, не случайно ангел и поселился около театра».
Он даже написал книгу о себе и своем творчестве. И назвал просто: «Я — кукольник»
Куклы — дети своих родителей. Теперь они осиротели…
Светлая Память Роману Шустрову, талантливому, чуткому, самобытному Мастеру
Источник: https://www.liveinternet.ru/users/4468278/post470389728/