Выпуск 29
Книжная лавка
Лето в Михалувке и Вильгельмувке
Московский издательский дом "Самокат" сделал подарок детям младшего и срелнего школьного возраста, переиздав две повести "старого доктора" Януша Корчака, посвященные каникулам детей из бедных еврейских варшавских семей, проведенные ими за городом. Это две маленькие "Педагогические поэмы", наполненные ясным светом любви к детям, исходящим от этого замечательного человека.
Повести Януша Корчака «Лето в Михалувке» и «Лето в Вильгельмувке» («Moski, Jośki i Srule» и «Józki, Jaski i Franki») были впервые опубликованы в Варшаве в 1910-1911 годах. Поразительно, насколько актуальными и современными могут быть книги, написанные больше 100 лет назад, насколько стиль и идеи Корчака не устарели со временем. Так и хочется побывать в этих летних лагерях вместе с теми детьми: сразиться за право съесть горбушку, побыть присяжным на суде, построить корабли на деревьях, собрать корзинку грибов или послушать перед сном те самые истории того самого Януша Корчака.
Предлагаем нашим читателям отрывок из первой повести, впервые публикуемый на русском языке (перевод Виктории Федоровой).
Глава 8. АРОН НАЙМАЙСТЕР. РУБАШКИ НА ВЫРОСТ И СКАЗКА О ЗЛОМ КОРОЛЕ
Любой мальчик, если нужно, может рассказать сказку; но никто не умеет рассказывать так увлекательно и никто не помнит столько грустных и страшных сказок, как Арон Наймайстер.
Отец у Арона умер три года назад, мать работает на папиросной фабрике, ее целыми днями нет дома. Арон не может играть в лапту, не может бегать, потому что сразу начинает кашлять. Поэтому он сидит во дворе на Волынской улице, и слушает сказки, и сам рассказывает — вот откуда он их столько шает. И мальчики в Михалувке охотно его слушают.
Например, нужно подшить рукава у рубашек, очень уж они длинны, а экономке некогда, она может только после обеда. А у нас в группе целых трое портных; в Варшаве один помогает отцу-портному, и горой шьет галстуки вместе с сестрой, третий умеет пряжки к ремням и застежки к помочам пришивать. Укоротить рукава нескольким рубашкам для них проще простого. Они берут иголки с нитками, и идут в лес, и говорят:
— Арон, расскажи-ка нам сказку.
Арон молчит, ждет, пока все рассядутся полукругом и затихнут. Портные берутся за работу. И плывут в лесной тишине сказки, одна за другой.
— Давным-давно, — начинает Наймайстер нараспев, — жил король, у которого было семь сыновей и семь дочерей. Король очень любил своих детей, покупал им мячи, пирожные, карамель и изюм. У каждого сына были карманные часы и сабля, украшенная бриллиантами, а у дочерей — платья с кружевами и жемчугами.
Однажды пришел к королю великий еврейский мудрец, который знал все святые книги от начала до конца и от конца до начала; если кто-то открывал книгу наугад, он мог сказать, что написано на этой странице сверху вниз и снизу вверх.
Мудреца этого прислали к королю евреи. Они слыхали, что король любит детей, и подумали, что, возможно, он и к ним будет добр и позволит им поселиться в его стране.
Король разрешил евреям жить в его королевстве, но он оказался злым и жадным. Он приказал им платить огромные налоги: ведь у каждого из семи его сыновей было семью семь слуг, а у тех великое множество помощников. А каждой из его дочерей прислуживали семью семь служанок. Чтобы прокормить двор, королю ежедневно приходилось отправлять на рынок носильщиков с целой горой золотых монет.
Все больше и больше денег требовал король от евреев, непокорных убивал, а богатых сажал в тюрьму и забирал их имущество. Евреи так обнищали, что и в будни, и в священную субботу — шабат — ели теперь только черный хлеб с луком.
Наконец вызвал король того мудреца, что пришел к нему первым, и объявил, что убьет и его. Но он все же дал мудрецу три дня на молитвы и согласился выполнить три его предсмертных желания.
Ученый раввин не ел, не спал, а только читал книги и через три дня назвал три своих желания.
Первое желание — чтобы ему принесли петуха, у которого должны быть белые и черные перья; второе — чтобы дали ему вырвать из крыльев петуха семь черных перьев, и третье — чтобы дали вырвать семь белых перьев. Королю стало интересно, что великий мудрец собрался сделать перед смертью, и он пришел посмотреть. А под окнами уже толпились евреи, чтобы забрать тело ребе[1] и похоронить его на кладбище.
Раввин взял петуха и с молитвой вырвал первое черное перо. Тут же вошел первый королевский слу- и сказал, что старший сын короля умер. И раввин вырвал первое белое перо, и вошла первая королев ская служанка и, плача, сказала, что старшая дочь короля умерла. Раввин вырвал у петуха из крыльев ещe пять черных перьев и еще пять белых перьев.
И каждый раз, когда он вырывал перо, в комнату входил кто-то из королевских слуг с новой печальнои вестью. Поняв, наконец, что его постигла кара Божья, Король склонил седую голову на грудь и зарыдал.
— О ребе! — обратился он к раввину. — Молю тебя, оставь мне двух моих последних детей, за это дарую жизнь тебе и твоим братьям.
Мудрец сжалился над королем и оставил ему двух последних детей. С тех пор король стал добрым и милосердным.
Рубашки готовы, сказка окончена — идем обедать
Януш Корчак. Лето в Михалувке. Лето в Вильгельмувке [для младшего и среднего школьного возраста] / Януш Корчак; пер. с пол. Кинги Сенкевич, Виктории Фёдоровой; ил. Каси Денисевич. — М. : Самокат, 2020. — 368 с. : ил. — ISBN 978-3-00167-115-2.
[1] Ребе — уважительное обращение к раввину.