Выпуск 36

Искусство

Похищение «Джорджианы»

Эдвард Долник

Адам Ворт [1] слыл величайшим вором викторианской Англии. В 1876 году он украл самую дорогую в мире картину того времени и хранил ее на протяжении четверти века, никому не показывая и не пытаясь продать.

Его история блестяще рассказана Беном Макинтайром в книге «Наполеон преступного мира: жизнь и эпоха Адама Ворта, величайшего похитителя». А началось все с того, что известный американец приобрел на аукционе «Портрет Джорджианы, герцогини Девонширской» Гейнсборо [2] за рекордную по тем временам сумму, которая в наши дни составила бы шестьсот тысяч долларов.

ГейнсбороКрасавица Джорджиана [3], как и наша современница принцесса Диана Уэльская, имела скандальную репутацию. Джорджиана, леди Ди восемнадцатого века, была супругой одного из самых богатых английских аристократов, герцога Девонширского (в их ménage à trua [4] был еще один персонаж   –  леди Элизабет Фостер) и любовницей будущего премьер-министра Великобритании [5]. Джорджиана  писала романы, страстно отдавалась игре. Она рано умерла, но ее слава живет по сей день. «В семнадцать я была красивой и обольстительной», –   писала герцогиня незадолго до смерти.

Сто лет спустя после смерти Джорджианы ее портрет попал на аукцион. По мнению аукционистов, вероятность того, что он будет приобретен, была невысока. Толпы зевак, купивших билет, стояли в очереди у входа в галерею «Томас Эгнью и сыновья», чтобы посмотреть картину. Ее хотели приобрести граф Дадли и Фердинанд де Ротшильд. Но никто из них не мог соперничать с американским банкиром Джуниусом Спенсером Морганом, который приобрел картину в подарок своему сыну Джону Пирпонту Моргану, обожавшему искусство. Покупатель не забрал картину сразу после аукциона, оставив ее на какое-то время в галерее на Олд Бонд Стрит.

Несколькими неделями позже, в мае 1876 года, неизвестный забрался ночью в галерею «Томас Эгнью и сыновья» через окно, вырезал портрет Джорджианы из позолоченной рамы, спрятал рулон под пальто и покинул помещение тем же путем.

Грабителем был Адам Ворт, американец по происхождению. Элегантный и неуловимый, он послужил Артуру Конан-Дойлю прототипом профессора Мориарти. Младший брат Адама Джон пошел по стопам старшего, но не был столь везуч. В то время он сидел в Ньюгейтской тюрьме за продажу фальшака. Ворт хотел провернуть сделку: вернуть картину, о которой говорил весь Лондон, в обмен на освобождение брата. Но его план не пригодился – адвокату удалось освободить Джона прежде, чем Адам начал переговоры с властями. Кража «Джорджианы» стала самым эксцентричным поступком американского похитителя.

Четверть века Ворт хранил портрет Джорджианы. Даже когда отчаянно нуждался в деньгах, полиция висела на хвосте, а вокруг крутились сомнительные личности, предлагающие помочь с решением финансовых проблем, Адам отказывался продать картину. «Он отверг все предложения, предпочитая нищету и тюрьму разлуке с герцогиней, – пишет Макинтайр. – Картина стала его постоянной спутницей – путешествовала вместе с ним в чемодане с двойным дном. В своем лондонском доме он клал ее под матрас, на котором спал».

Когда он был уже не молод и детективы агентства «Пинкертон» приперли его к стене, Ворту все же пришлось расстаться со своей любимой. Несмотря на солидный доход от преступной деятельности, которой занимался всю жизнь, у него не было сбережений. За какую сумму Ворт продал портрет герцогини, неизвестно – некоторые эксперты говорят о двадцати пяти тысячах долларов. Он взял обещание с нового владельца, что тот сохранит молчание. В конце концов картина из Соединенных Штатов вернулась на родину. Полноправный владелец на океанском лайнере «Этрурия» перевез ее из Нью-Йорка в Лондон. Среди пассажиров находился невысокий печальный человек, инкогнито провожавший красавицу…

Сейчас портрет Джорджианы находится там, где должен быть по праву. В 1994 году нынешний герцог Девонширский купил картину и отвел для нее почетное место в фамильном доме. Блистательную Джорджиану можно увидеть в большой гостиной в Чатсворте, в которой она устраивала незабываемые приемы для своих гостей.

 Перевод с английского Эвы Гараевой. 2010.

 Примечания:

 [1] Адам Ворт (1844 – 1902) – знаменитый похититель произведений искусства.

[2] Томас Гейнсборо (1727 – 1788) –  английский живописец, выдающийся портретист. «Портрет Джорджианы, герцогини Девонширской» Гейнсборо написал в 1787 году.

[3] Джорджиана, герцогиня Девонширская, урожденная графиня Спенсер (1757 – 1806) – хозяйка литературного салона, романистка, политическая активистка. Одним из ее потомков является Диана, принцесса Уэльская (1961 – 1997).

[4] Ménage à trua – жизнь втроем (фр.)

[5] Чарльз Грей (1764 – 1845) – премьер-министр Великобритании в 1830 – 1834.

 

Иллюстрация:  «Портрет Джорджианы, герцогини Девонширской» Томаса Гейнсборо.

 

Источник: Эдвард Долник. «Похищенный шедевр». Издательство «АСТ». 2010.

Edward Dolnick. “The Rescue Artist”. 2005.

 

 

Похищение «Джорджианы»

«Дом Славянский» продолжает публикацию фрагментов из книги Эдварда Долника «Похищенный шедевр».




Выпуск 36

Искусство

  • Загадка Малевича
  • Загадка Малевича (часть 2)
  • Дагни глядит на меня...
  • Выставка К.И.Галчинского в библиотеке "Лиговская"
  • Виткаций в Закопане
  • Без дуновения дышало единое
  • Выставка Фриды Кало в Музее Фаберже
  • Выставка «Католическая Польша в Санкт-Петербурге»
  • Последний фильм Вайды
  • "Польский" репертуар хора Александрова
  • Неожиданный Айвазовский
  • Русская деревянная скульптура
  • Эдита Пьеха поет по-польски
  • Тверское валунное творчество
  • Наедине с деревом
  • Зыгмунт Краузе — выдающийся композитор-новатор
  • ИСКУССТВО ГЕНРИКА СЕМИРАДСКОГО
  • Зыгмунт Краузе в России
  • Рисунки польских детей в Москве
  • Рафал Ольбинский. Искусство метафоры.
  • Мастер из Делфта
  • Якуб Орлинский и его диск «Anima Sacra»
  • Опера "Сигизмунд" на московской сцене
  • Фестиваль придворных танцев в Кракове
  • Фестиваль Ренессанса в Люблине
  • Акварели Малгожаты Щециньской
  • Три концерта сезона
  • "В Петербурге мы сойдемся снова..."
  • Надо объединяться...
  • "Полония" Эдуарда Элгара
  • Памяти Романа Шустрова
  • Хелена Моджеевская. «Голубь с орлиными крыльями»
  • Яцек Мальчевский - художник "Примирения"
  • «Quo vadis?» Забытая опера
  • Опера «Русалка» Антонина Дворжака в Большом театре
  • Опера «Саломея» Рихарда Штрауса в Москве
  • Неманская нить. От «J. Stolle» до «Немана»
  • Художники польского происхождения на Антикварном салоне
  • Картины старых мастеров в польской поэзии
  • Опера «Тоска» в Большом театре Москвы
  • Оперы «Полифем» Порпоры и «Олимпиада» Вивальди в Москве
  • Опера «Шопен» Джакомо Орефиче
  • Опера «Ася» М.М. Ипполитова-Иванова в Московской консерватории
  • Памятник Грюнвальдской битве в Кракове
  • Королевская коллекция искусства Елизаветы II
  • Забытые имена: певец Ян Кепура
  • Похищение «Моны Лизы»
  • Похищение «Джорджианы»
  • Эдвард Мунк и его «Крик»
  • Легкая добыча
  • Сад искусств Петра Зелиньского
  • Встреча с художником
  • Музей Валенты Ваньковича в Минске
  • От ажура к соцреализму
  • Любовь мифических героев
  • Правители и герои в изобразительном искусстве
  • Литературные герои в живописи
  • Наполеон Óрда: художник, который остановил время
  • Архитектура, искусство и наука в живописи
  • Животые и птицы в изобразительном искусстве