Выпуск 37

Книжная лавка

Мечислав Вайнберг- композитор трех миров

В1Книга польского музыковеда Дануты Гвиздалянки посвящена выдающемуся композитору Мечиславу Самуиловичу Вайнбергу (1919-1996), в судьбе и творчестве которого отразились траги­ческие события XX века.

Г255 Мечислав Вайнберг - композитор трех миров / Данута Гвиздалянка ; пер. с польск. Алексея Давтяна. - СПб.: Композитор • Санкт-Петербург, 2022. - 212 с. : ил. -

ISBN 978-5-7379-1013-6

© Danuta Gwizdalanka, 2021
© Adam Mickiewicz Institute, Warsaw, 2021
© Алексей Давтян, перевод, 2021
© Музыкальное обозрение, предисловие, оформление, 2022
© Композитор • Санкт-Петербург, 2022

 


Предлагаем нашим читателя фрагменты из предисловия к этой книге, написанного Павлом Райгородским

 Мечислав Вайнберг: жизнь, творчество, судьба

 Книга польского музыковеда Дануты Гвиздалянки «Мечислав Вайнберг — композитор трех миров» — наиболее полное к началу 2020-х годов издание на русском языке, представляющее жизненный и творческий путь выдающегося композитора XX века Мечислава (Моисея) Самуиловича Вайнберга (1919-1996). Ее первый вариант вышел в Польше (в Познани) в 2013 году. В 2020-м актуализированная версия книги была опубликована в Германии.

В России интерес музыковедов к творческому наследию и биографии Вайнберга пока невелик. Возможно, потому, что его время, с одной стороны, еще не ушло и живы те, кто его знал, а с другой — еще не вернулось? «Большое видится на расстоянии».

В Европе же интерес к творчеству Вайнберга растет, начиная с 1990-х. И можно предположить, что в 20-е годы XXI столетия Вайнберг — пожалуй, самый исполняемый на Западе советский композитор после Прокофьева и Шостаковича. Интересуясь музыкой Вайнберга, европейские исследователи не остаются безучастными к его драматической судьбе... и истории советской музыки.

Данута Гвиздяланка уже в самом названии книги фокусирует внимание на принадлежности композитора к трем музыкальным культурам: еврейской, польской и советской. И к трем мирам, в которых он сформировался как музыкант. В какой-то степени «за кадром» остается в ее книге тот исторический контекст, который важен для понимания биографии и творчества Вайнберга: история и трагедия еврейского народа в XX веке, мировые войны, пакт Молотова-Риббентропа, Холокост, «Пражская весна», многие особенности жизни в СССР в годы оттепели, застоя, перестройки, падение советской империи и то, как все это отразилось на жизни и судьбе композитора.

Вайнберг родился в Варшаве через год после окончания Первой мировой войны и обретения Польшей независимости (первым премьер-министром Польской Республики был всемирно известный пианист и композитор Игнацы Ян Падеревский). Он вырос в музыкально-театральной еврейской семье (отец был известным в Варшаве музыкантом), глубоко впитав мир национальных традиций, быта, музыки и театра. В то же время он получил прекрасное академическое образование: учился в Варшавской консерватории и считался одним из самых перспективных молодых польских пианистов и композиторов.

В неполных 20 лет жизнь Вайнберга резко изменилась. После заключения пакта Молотова — Риббентропа и начала Второй мировой войны он вынужден был покинуть Польшу и чудом оказался в СССР (по сути, бегство из Польши спасло ему жизнь). Его судьбу можно рассматривать как типичную судьбу беженца, эмигранта XX века. За годы жизни в Советском Союзе Вайнберг испытал и пережил то же, что и многие советские композиторы: жесткую критику (в период «антиформалистических» кампаний на рубеже 40-50-х) и признание, звездные годы и фактическое забвение в конце жизни.

Не раз смерть шла за ним по пятам. В сентябре 1939 году он успел бежать из Варшавы, к которой уже приближались войска вермахта. Едва не погиб по пути к польско-советской границе. 23 июня 1941 году получил диплом об окончании Минской консерватории, 26 июня покинул прифронтовой Минск, а через два дня город заняли фашисты. В 1948 был убит его тесть Соломон Михоэлс, за Вайнбергом была установлена слежка. В ночь на 7 февраля 1953 года он был арестован и 78 дней (с 7 февраля по 25 апреля) провел в Бутырской тюрьме. Только смерть Сталина и ходатайство Шостаковича спасли его.

Вайнберг прожил в СССР и России три четверти своей жизни, и именно здесь создал почти все свои сочинения. Он вписался в матрицу советского композитора, именно в ней реализовал себя: в сложившихся обстоятельствах, в рамках жесткой идеологической системы.

Вайнберг сочинял во всех жанрах: опера, балет, симфония, квартет, кино, песни, цирк... Пользовался всеми привилегиями члена Союза композиторов СССР. Удостаивался наград. В СССР его музыка была знакома по кинолентам «Летят журавли», «Укротительница тигров», «Медовый месяц», «Последний дюйм», «По тонкому льду», «Афоня», мультфильмам — «Винни-Пух», «Каникулы Бонифация», «Двенадцать месяцев»... Его сочинения регулярно издавались, их исполняли и записывали выдающиеся музыканты: Эмиль Гилельс, Мария Гринберг, Леонид Коган, Михаил Фихтенгольц, Федор Дружинин, Мстислав Ростропович, Даниил Шафран, Александр Корнеев, Зара Долуханова, Натан Рахлин, Геннадий Рождественский, Кирилл Кондрашин и оркестр Московской филармонии, Московский камерный оркестр Рудольфа Баршая, БСО под руководством Владимира Федосеева, Квартет имени Бородина, Квартет имени Бетховена, Квартет Большого театра, многие другие. Оперы и балеты ставились в МАМТе им. Станиславского и Немировича-Данченко, Камерном театре Бориса Покровского. Но композитор так и не завоевал славы, не стал классиком.

Дружба с Шостаковичем, длившаяся более 30 лет — особая страница в жизни Вайнберга. Известно, что Шостакович в 1943 году поддержал приезд молодого композитора из эвакуации в Москву, а спустя 10 лет благодаря, в том числе, и его усилиям Вайнберг был освобожден из Бутырской тюрьмы. В течение многих лет Вайнберг показывал Шостаковичу все свои сочинения, и отзывы Дмитрия Дмитриевича были для него чрезвычайно важны. Вайнберг и Шостакович много играли в 4 руки; сохранилась запись 10-й симфонии Шостаковича, сделанная их дуэтом. Шостакович посвятил Вайнбергу 10-й квартет, Вайнберг Шостаковичу — Сонату № 5 для скрипки и фортепиано, вокальный цикл «Цыганская библия». 12-я симфония Вайнберга, написанная в 1975-1976 годах, посвящена памяти старшего друга.

С 1990-х годов музыка Вайнберга стала известна на Западе. Поворотным событием в судьбе творческого наследия Вайнберга стала постановка оперы «Пассажирка» на фестивале в Брегенце в 2010 году (режиссер Дэвид Паунтни, дирижер Теодор Курентзис). С нее началось триумфальное шествие «Пассажирки» по оперным сценам мира. За 10 лет спектакль Паунтни был перенесен в театры Варшавы, Хьюстона, Чикаго, Детройта, Майами, Тель-Авива. Опера была поставлена в Карлсруэ, Франкфурте-на-Майне, Дрездене, Гельзенкирхене, Орхусе, Гере, Брауншвейге, Граце, Саарбрюккене, Мадриде. Поставлены, в основном в Германии, и другие оперы Вайнберга: «Портрет», «Идиот», «Леди Магнезия», «Поздравляем!»

В России после смерти Вайнберга (в 1996-м) о нем вспоминали нечасто. В 1999 году,к 80-летию со дня его рождения, усилиями  нескольких музыкантов был проведен небольшой фестиваль в Москве. В 2002 году на фестивале «Московская осень» в оркестровке Кирилла Уманского впервые прозвучала последняя, 22-я симфония Вайнберга, оконченная композитором в 1994 году и клавире. Самым резонансным событием стала премьера оперы «Пассажирка» в концертном исполнении в 2006-м в ММДМ, силами артистов МАМТа (дирижер Вольф Горелик, продюсер Григорий Папиш), спустя почти 40 лет после того, как опера была написана дли Большого театра, но так и не поставлена.

2010-е годы можно назвать годами возвращения музыки Вайнбepra сначала в Европе, потом в России: редчайший случай, когда творчество, казалось бы, забытого композитора воскресает практически из небытия. Исполняются симфонии, инструментальные концерты, квартеты, сонаты, другие камерные произведения. Выходят компакт-диски. В нескольких театрах поставлены оперы Вайнберга. Появляются новые материалы о композиторе, публикуются его письма и статьи о нем. Многое для этого сделано газетой «Музыкальное обозрение», своей работой стимулировавшей интерес и внимание к творчеству Вайнберга в России.

Павел Райгородский

 

Мечислав Вайнберг- композитор трех миров

Издательство "Композтор"в Санкт-Петербургев серии "Библиотека музыкального обозрения" выпустилонову монографию, освященую жизни и творчеству композитора Мечислава Вайнберга (1919-1996).




Выпуск 37

Книжная лавка

  • Германия, Россия и польский вопрос
  • Небесный ключ
  • Анна Герман. Сто воспоминаний о великой певице
  • Лебединая песня Ксении Старосельской
  • Корабль - это она
  • В доме неволи (рецензия)
  • "Время секонд хэнда". Новая книга Светланы Алексиевич
  • Памятники и мемориальные таблицы поляков в СПб
  • Анджей Дыбчак. Гугара
  • Книга воспоминаний о Анне Герман издана в Польше
  • Книга об истории Римско-католического костела в России
  • Новая книга об Ахматовой
  • Солнце республики. Римская цивилизация в поэзии Херберта
  • Повесть о московском мученичестве
  • Цветочки Иоанна Павла II
  • Земля, украденная у Бога
  • Новая книга об Иоанне Павле II
  • Новая книга о Шимборской
  • Роман "Переплетения"
  • "Не по канону"
  • Франтишка. Повесть о поэзии для молодежи
  • Лето в Михалувке и Вильгельмувке
  • Пан Тадеуш для детей
  • «Наброски пером» Франция, 1941-1945
  • Польская книга на петербургском Книжном салоне 2022
  • "Шуга. Пейзаж после империи" - новая книга о России
  • Книги на XXXV Международной выставке-ярмарке в Москве-
  • Синдром Петрушки
  • Книжная выставка NON FICTION №24 в Москве
  • Беседы с памятью
  • Мечислав Вайнберг- композитор трех миров
  • Книжные новинки на выставке Non/fictioN Весна
  • "Раскопки"
  • Новая книга о Лермонтове
  • "Бесконечно малая"
  • Книжные новинки на ярмарке NON/FICTION No 25
  • «Я пришла домой…»
  • Мое советское детство
  • Новинки на книжной ярмарке «NON/FICTION Весна» (2024)
  • Свидетельства Даниила Туленкова
  • Россия – наша любовь
  • "Стихотворения" Эмилии Дикинсон
  • Новая книга Анны Пивковской о Цветаевой