Выпуск 41
Искусство
Музей Валенты Ваньковича в Минске
Как приятно в солнечный осенний день погулять по городскому бульвару, полюбоваться теплой палитрой осенних листьев, щедро усыпавших еще зеленую траву, пошуршать ими, шагая по аллеям и оказаться-очутиться у памятника Адама Мицкевича в городе Минске! Романтическая обстановка осени словно сама приводит к памятнику поэта-романтика. Накрапывает дождик. Спускаются сумерки. Поэтическое настроение не отпускает и возникает желание вновь посетить музей-усадьбу Ваньковичей, ведь это совсем-совсем рядом, в десяти минутах ходьбы от памятника Адама Мицкевича.
Валентий Ванькович умер в возрасте 42 лет в Париже и похоронен на кладбище Монмартр. Он умер на руках своего друга Адама Мицкевича в день своего рождения. Для творчества ему был отпущен слишком короткий срок, но за свою жизнь он создал целую галерею портретов своих современников. Они рассеяны по многим странам и полного каталога картин нет. Увидеть оригиналы полотен можно в основном в музеях Польши и Литвы, отдельные портреты – в Англии, Франции, Италии, России.
Но в музее «Дом Ваньковичей» в Минске можно увидеть не только цветные репродукции портретов на холсте и бумаге, но и копии его картин. Самый известный из портретов Валентия Ваньковича, ставший хрестоматийным, - портрет Адама Мицкевича на скале Аю-Даг был написан в 1828 году. В музее представлена копия Ришарда Примке, сделанная в 1990 году.
Вспоминая факты биографии художника и предвкушая удовольствие от очередного посещения музея, подхожу к воротам. Когда-то за ними начиналась территория усадьбы, а подъездная аллея была обсажена деревьями. Нынче в центре двора огромный старый вяз, возраст которого более 100 лет. В окнах музея-усадьбы горит свет и кажется, что там приветливо ждут гостей. Справа скульптура художника, в руке которого палитра. Эта скульптура «Утродожника» работы Владимира Слободчикова была открыта в 2010 году, сам же музей – 25 мая 2000 года. Событие это было приурочено к 200-летию со дня рождения Валентия Ваньковича, самого известного представителя этого рода в Беларуси.
Из прохлады осени захожу в здание музея, в котором тепло и уютно. Направо музыкальная гостиная с белоснежным камином. Рояль фирмы «Менцель» первой половины XIX века, картины «Минерва, покровительница наук, искусств и ремесел» кисти Тадеуша Кунтца (1731-1793), «Пейзаж» и «Охота на вепря» западноевропейских художников XVIII века. Ряды стульев… Мелькают дамские фигуры в кружевных нарядах… Оказывается, что сейчас в музее размещена выставка вологодского кружева, и манекены демонстрируют мастерство вологодских кружевниц, дополняя прежнюю атмосферу музыкальных вечеров, которые в первой половине XIX века вошли в моду в дворянских усадьбах.
Такие вечера проходили и в доме Ваньковичей. Здесь выступал один из самых известных европейских скрипачей того времени Кароль Липиньский, чей портрет Валентий Ванькович писал в 1822 году. Городские усадьбы в то время были настоящими культурно-просветительскими центрами. А мне вспоминаются еще совсем недавние времена, когда Польский институт в Минске проводил в этом салоне литературные и музыкальные вечера и встречи. Впрочем, и сейчас в салоне усадьбы проходят вечера старинной, камерной и духовной музыки, звучат романсы.
И прямо сейчас, в последнюю неделю октября, в музее размещена выставка рисунков художника-иллюстратора Екатерины Бабок «Вернемся в детство». Картины полны тепла и света и кажется, что в коридоре то тут, то там раздается детский смех и слышен топот детских ножек. Музей полон жизни.
С удовольствием прохожу по знакомым залам. Два первых зала мемориальные. Они посвящены разным этапам жизни и творчества художника, его учебе в Полоцкой иезуитской академии (1811-1817) и Виленском университете (1818-1824), его товарищам по университету, участникам организации филоматов и филаретов. В зале экспонируются фотографии их портретов, выполненных Валентием Ваньковичем в студенческие годы. В мемориальных залах представлены и подлинные работы художников того времени: Александра Монюшко, Яна Дамеля, Канутия Русецкого, натюрморты Ивана Хруцкого и других художников того периода, а также единственное подлинное произведение Ваньковича «Портрет Томаша Зана». Талант Ваньковича был замечен в университете, и он на средства Виленского университете был направлен в Петербург, в Императорскую Академию художеств. В Петербурге художник познакомился со многими известными русскими и польскими деятелями культуры, в том числе с пианисткой Марией Шимановской, портрет которой написал в 1828 году. В музее представлена копия портрета, сделанная в 2014 году Виктором Ольшевским. Второй мемориальный зал рассказывает о минском периоде жизни с 1929 года по 1839. Талант художника набирает силу, высоко ценится, и Ванькович получает звание «назначенного» и предложение написать в 1833 году программу на звание академика. Но в 1939 году он уезжает в Европу, желая увидеть картины старых мастеров.
Особая атмосфера сохраняется в зале музея, который называется «Кабинет». Как в этом зале, так и в других – столовой, гостиной – много подлинных предметов интерьера: мебель, книги, предметы быта. Кажется, время остановилось, запечатлев себя в них. Одновременно кажется, что хозяин вот-вот войдет в свой кабинет и продолжит свои труды за конторкой, а часы пробьют время обеда.
Особую атмосферу музею придают три портретных зала, настоящие портретные галереи так свойственные дворянским усадьбам того времени. В них представлены подлинные работы художников с XVII до 30-40-х годов XIX века. Особо выделяются портреты, написанные местными живописцами по канону так называемой сарматской культуры, который сложился в конце XVI века и просуществовал практически все XIX столетие. Для сарматского канона в портрете важно было показать предка как бы «вне времени», как хранителя рода, посредника между предками и потомками. Строго и преувеличенно значимо, иногда со множеством преувеличенной атрибутики смотрят на посетителей с полотен представители местных шляхетских родов, считавших, что их род будет жить вечно.