Выпуск 41
Искусство
От ажура к соцреализму
Не так давно в Петербурге, в доме Мурузи, открылся музей-квартира ленинградского поэта Иосифа Бродского «Полторы комнаты». Мы же сегодня расскажем о музее-квартире советского художника Исаака Бродского, который находится на площади Искусств. И это не «полторы комнаты» его однофамильца-поэта, чья юность прошла в огромной коммуналке, а роскошная двухэтажная квартира в старинном здании, построенном Карло Росси.
Исаак Бродский получил её в подарок от советской власти за написанное им в 1924 году монументальное полотно «Торжественное открытие II конгресса Коминтерна во дворце Урицкого» размером 6 м на 3,5 м. Он работал над картиной почти четыре года, написав 600 персонажей!
В квартиру, где сейчас находится музей, художник с многочисленными домочадцами, включая двух собак, кошку и попугая, переехал в 1925 году. Второй этаж — под мастерскую — получил позже, в 1930-м. Это огромный зал с колоннами и панорамным окном, В былые времена в нем располагался музыкально-литературный салон графов Виельгорских. Музы витают тут с давних пор.
Музей открылся здесь в 1949 году, десять лет спустя смерти художника. Сохранилось много мемориальных вещей, которые помнят хозяина квартиры — мебель, этюдник, почтовые приборы, даже краски. Конечно, здесь много работ Бродского, по которым можно проследить его творческий путь. Художник, писавший в советские годы портреты вождей мирового пролетариата, включая Ленина и Сталина, автор хрестоматийной картины «Ленин в Смольном», начинал как «мастер ажура».
Так сам Бродский определил свой ранний стиль — легкий, воздушный, «кружевной». Возможно, название подарил ему искусствовед и художник, идеолог творческого объединения «Мир искусства» Александр Бенуа. Посмотрев однажды на пейзажи Бродского с прихотливым узором из ветвей деревьев, Бенуа сказал: «Ажурная сень».
Но пришли другие времена, и ажурную сень сменили герои революции.
Гордость музея — великолепная коллекция русской живописи XVIII - начала XX веков, собранная Бродским. Коллекционером Бродский был страстным, но не был «Плюшкиным». Щедро делился своими сокровищами. Так, осенью 1930 года привёз в родной город Бердянск и подарил 230 произведений живописи, графики и скульптуры. Они стали основой музея, который носит его имя.
После смерти Исаака Бродского, согласно его последней воле, коллекция поступила в Академию художеств. Среди них — работы Репина, Сурикова, Поленова, Левитана и Серова, а также Константина Коровина, Бориса Кустодиева, Михаила Врубеля и Александра Головина. Есть даже один портрет кисти Владимира Боровиковского...
Собирал он и работы художников, которые в советское время были не в чести — авангардистов, мастеров эстетского «Мира искусства». В тридцатые годы его квартира была одним из немногих мест, где можно было увидеть картины Марка Шагала или Константина Сомова.
В наши дни музей часто предоставляет свои картины для временных выставок. Например, «Портрет Фёдора Шаляпина» кисти Бориса Григорьева, где великий певец запечатлён на диване, в халате, недавно можно было увидеть в Шереметевском дворце на выставке «Царь Фёдор».
В самом музее тоже проходят временные выставки. А на втором этаже, в зале с колоннами и великолепной акустикой, где когда-то звучал божественный голос Полины Виардо, где играл на фортепиано Ференц Лист, проходят камерные концерты классической музыки.
От редакции: Прилашаем наших читателей посетить недавно открывшуюся в музее выставку "Исаак Бродский. Начало"
Количество билетов ограничено. Заказ билетов производится через сайт https://artsacademymuseum.org/branches/muzei-kvartira-i-i-brodskogo/
Источник: Вечерний Санкт- Петербург, №40, 18.11.2023
От ажура к соцреализму