Выпуск 44
Искусство
Литературные герои в живописи
Западноевропейская литература начинается с эпических поэм «Илиада» и «Одиссея» древнегреческого поэта Гомера, жившего чуть раньше VII века до н.э. На картине «Парнас» Рафаэль изобразил его увенчанным лавровым венком величавым старцем вместе с Данте и Вергилием. Считается, что Гомер был слепым, поэтому его часто изображали диктующим свои поэмы.
По преданию, легендарный предшественник Гомера лирический поэт Арион (VI в. до н.э.) [1] так прекрасно играл на лире, что птицы и животные замирали, завороженные его мастерством. Упавшего за борт Ариона спасли дельфины, очарованные его дивной музыкой. На акварели Дюрера он изображен с лирой на спине дельфина (1514).
Поэтесса Сапфо (VII в. до н.э.), жившая на острове Лесбос, прославилась своей красотой и поэзией [2]. Она влюбилась в моряка Фаона, но он отверг ее, и она бросилась в море со скалы. Жак-Луи Давид изобразил их вместе на картине «Сапфо и Фаон» (1809), а Гюстав Моро написал картину «Сапфо бросается в море» (1880).
Римский Вергилий и флорентийский Данте Алигьери – эпические поэты – были изображены вместе не только Рафаэлем на фреске «Парнас», но и Эженом Делакруа на картине «Ладья Данте» (1822). В «Божественной комедии» Данте рассказывается о графе Уголино, обреченном на голодную смерть вместе с двумя сыновьями и двумя внуками в башне, ключи от которой были брошены в реку. В 1882 году Роден изваял скульптуру, изобразив истощенного Уголино, склонившегося над умирающими внуками.
Франческа да Римини в поэме Данте рассказывает Вергилию историю своей жизни [3]. Она, дочь друга Данте, была выдана замуж за уродливого сына правителя Римини Джанчотто, но влюбилась в его младшего брата Паоло. Их связь была раскрыта, и разъяренный супруг заколол влюбленных кинжалом. В наказание за содеянное Франческа и Паоло вместе с другими сладострастниками обречены вечно носиться в бурном вихре во втором круге ада. Их трагическая любовь не раз привлекала внимание художников. Энгр посвятил им картину «Джанчотто настигает Паоло и Франческу» (1819), а Данте Габриэль Россетти на одной из иллюстраций к «Божественной комедии» (1855) изобразил влюбленных прервавшими чтение ради поцелуя.
Около 1383 года Боттичелли закончил серию из четырех картин на дереве по новелле Джованни Боккаччо (1313 – 1375) «История Настаджо дельи Онести». Богатый юноша Настаджо влюбился в девушку, происходившую из знатного рода Траверсари [4]. Она отвергла его, и он в отчаянии покинул Равенну. Прогуливаясь по лесу, он стал очевидцем ужасной сцены: бегущую обнаженную девушку преследовали злые собаки, а за ними следовал всадник, грозя убить ее. Настаджо хотел спасти несчастную, но всадник остановил его и рассказал ему о своей неразделенной любви, которая привела его к самоубийству. Вскоре жестокосердная девушка тоже умерла и попала в ад и с тех пор обречена вечно убегать от него, а он будет всегда преследовать ее, а настигнув, – убивать и бросать ее сердце собакам. Потрясенный этой историей, Настаджо пригласил семью Траверсари в тот самый лес на обед. Его возлюбленная, ошеломленная разыгравшейся на ее глазах сценой преследования и испугавшаяся того, что и ее может постигнуть та же участь, согласилась выйти замуж за Настаджо.
«Неистовый Роланд» («Неистовый Орландо») – эпическая поэма Ариосто (1474 – 1533), опубликованная в Ферраре в 1516 году. Она основана на легендах о Карле Великом и рассказывает о вторжении сарацинов во Францию и конфликте между мусульманами и христианами. Поэма написана в форме пародии на средневековые романы, повествующие о храбрых рыцарях, придворных дамах, чудовищах и черной магии. Роланд (Орландо) обезумел от любви к прекрасной, но непостоянной Анджелике, катайской принцессе, которая попала в плен к Карлу Великому.Она была обещана Роланду или его двоюродному брату [5] – тому, кто проявит большую доблесть. Однако девушке удалось бежать и впоследствии довелось пережить много приключений. Питер Пауль Рубенс на картине «Анджелика и отшельник» (ок. 1626 – 1628) изобразил тот момент, когда развратный отшельник, напоив Анджелику зельем, подкрадывается к ней, чтобы утолить свое желание, но оказывается неспособным это сделать. Влюбленный Руджеро, прилетевший на гиппогрифе (мифическом существе с туловищем лошади, крыльями и головой орла), спас ее от морского чудовища. На картине Энгра «Руджеро спасает Анджелику» (1819) запечатлен эпизод счастливого освобождения Анджелики, прикованной к скале цепями на острове, где она была обречена погибнуть.
Английский поэт XV века сэр Томас Мэлори (ум. в 1471) написал «Книгу о короле Артуре и его доблестных рыцарях Круглого стола», основанную на легендах о короле Артуре. Она служила художникам источником романтических сюжетов. Во второй половине XIX века к ней обращались Уильям Моррис и Данте Габриэль Россетти.
В эпической поэме «Освобожденый Иерусалим» Торквато Тассо (1544 – 1595) рассказывается о Первом крестовом походе, в результате которого был взят Иерусалим. Один из героев поэмы Олинд предпочел умереть вместе со своей возлюбленной Софронией, которую приговорили к сожжению. На картине Фридриха Овербека «Олинд и Софрония» (1817 – 1827) влюбленные изображены на костре, крепко привязанными к столбу. В поэме рассказывается о христианском герое Ринальде, не устоявшем перед дочерью царя Дамаска, обладавшей колдовскими чарами Армидой, которая хотела убить юношу, но была сражена его красотой [6]. Этот момент запечатлел Пуссен на картине «Ринальдо и Армида» (ок. 1630). Армида изображена с кинжалом, зажатым в руке, любующаяся спящим Ринальдо в тот момент, когда Купидон схватил ее руку, чтобы предотвратить убийство. На другой картине Пуссен представил Армиду уносящей Ринальдо в свой замок.
Еще одного героя поэмы «Освобожденный Иерусалим» Танкреда полюбила дочь Антиохийского царя Эрминия. Доменикино (1581 – 1641) на картине «Эрминия и пастухи» изобразил ее проснувшейся от пения сыновей пастуха, после того, как она бежала из осажденного Иерусалима в лес. Танкред принял вызов сразиться с черкесским рыцарем Аргантом, поединок не выявил победителя, но оба были тяжело ранены. Эрминия, знавшая рецепты травяных снадобий, решила проникнуть вместе со своим оруженосцем Вафрином в стан крестоносцев, чтобы исцелить раны Танкреда. Но на подступах к стану ее, облаченную в доспехи, обнаружили сторожевые и бросились за ней в погоню. Танкред, приняв ее за прекрасную Клоринду, тоже бросился за ней, желая спасти любимую от преследователей. На картине Гверчино «Эрминия находит раненого Танкреда» (1618 – 1619) изображены Эрминия и Вафрин, склонившиеся над Танкредом и решившие, что он погиб. На полотне Пуссена «Танкред и Эрминия» героиня представлена отрезающей свои волосы янтарного цвета, чтобы перевязать рану Танкреда [7].
В шестнадцатом и семнадцатом веках большой популярностью пользовались Дон Кихот, герой одноименного романа Мигеля де Сервантеса, Аммарилис и Миртилло из пасторальной драмы Джованни Гварини, а также Гранида и Дайфило – влюбленные из пьесы голландского драматурга Питера Хофта, которых изобразил Геррит ван Хонтхорст (1625).
© Перевод с английского Эвы Гараевой. 2012
Примечания:
1. Овидий. «Фасты», II:79-129.
2. Овидий. «Героиды», XV.
3. Данте. «Божественная комедия», Ад V:88-142.
4. Боккаччо. «Декамерон», Пятый день, 8-я история.
5. Ариосто. «Неистовый Роланд», I:viii-xi и X:xcii-cxiii.
6. Тассо. «Освобожденный Иерусалим», XIV:lxvi-lxx.
7. Тассо. «Освобожденный Иерусалим», XIX:cii-cxii.
Иллюстрации:
1.Жак Луи Давид. «Сапфо и Фаон». 1808. Государственный Эрмитаж. Из коллекции князей Юсуповых.
2. Данте Габриэль Россетти. «Паоло и Франческа да Римини». 1855. Галерея Тейт.
3. Сандро Боттичелли. «История Настаджо дельи Онести», панно 3. 1482 – 1483. Музей Прадо.
4. Жан Огюст Доминик Энгр. «Руджеро спасает Анджелику». 1819. Лувр.
5. Джиакинто Джиминьяни. «Встреча Ринальдо и Армиды в зачарованном лесу». 1640. Музей Ханау в Буксвиллере.
6. Геррит ван Хонтхорст. «Гранида и Дайфило». 1625. Центральный музей Утрехта.