Выпуск 45
Искусство
Архитектура, искусство и наука в живописи
Художников всех эпох вдохновляли архитектурные сооружения, театральное искусство и музыка.
Символическое значение архитектурных сооружений или их деталей в живописи может меняться в зависимости от контекста и принятого в то время стиля. Во фламандской живописи XV века можно увидеть изображение нефа храма, выдержанного в романском стиле, а его восточного придела – в готическом. Яркий свет освещает его сквозь узкие высокие окна, что символизирует рождение Христа и нового архитектурного стиля. Капители колонн рядом с Христом могут быть покрыты резьбой с изображением сцены Грехопадения, что напоминает об искупительной роли Христа. Джотто в Капелле дель Арена (Капелла Скровеньи) в Падуе в нижнем ярусе изобразил аллегории Добродетелей и Пороков напротив друг друга – Добродетели внутри готических арок, Пороки – в романских.
Руины зданий можно увидеть на картинах с изображением сцены Поклонения волхвов и Рождества, как символ разрушения старого и появления нового с рождением Христа. Богато украшенные резьбой архитектурные элементы на произведениях с изображением Страстей Христовых подчеркивают статус и богатство мучителей Христа (в особенности Пилата), контрастирующие с бедностью Христа и апостолов.
Во Флоренции в эпоху Ренессанса отказались от готики и вернулись к античным образцам архитектуры. В Риме увлечение классической архитектурой привело к созданию произведений, навеянных великими творениями зодчих античности, что заметно в эскизах для гобеленов Рафаэля «Святой Павел, проповедующий в Афинах» (1515) и «Ослепление Элима» (ок. 1515).
В эпоху раннего Возрождения во Флоренции главными заказчиками создания и установления в городе памятников являлись гильдии. Они заказали скульпторам статуи своих покровителей для ниш Церкви Орсанмикеле. Среди них святые Георгий, Лука, Марк, Матфей – покровители гильдий оружейников, юристов, ткачей и банкиров. Святого Иоанна Крестителя своим патроном считали портные, он также является покровителем самой Флоренции.
Некоторые архитектурные детали имеют особое значение в живописи. К примеру, фонтан может символизировать источник вечной жизни, как на алтаре Яна ван Эйка «Поклонение агнцу». Он также может ассоциироваться с очищением, что восходит к легенде о единороге. В XV веке была популярна легенда о фонтане молодости, согласно которой пожилой человек мог снова стать молодым, выпив из него воды. Знаменитый Фонтан Четырех рек (1648) Лоренцо Бернини украшен аллегорическими скульптурами Нила, Ганга, Дуная и Ла-Платы, представляющими континенты.
Колонна может символизировать силу, и обычно изображалась на доспехах и с аллегорией стойкости. Императоры Траян и Марк Аврелий возвели в Риме колонны, покрытые резными изображениями своих военных побед. На колоннах также можно увидеть сцены из Ветхого Завета: Самсона, ломающего колонну, поддерживающую здание, под руинами которого погибают враги. Спиральные колонны из дворца царя Соломона получили название «соломоновых». Изображение различных архитектурных ордеров также неслучайно. Дорический ордер отличает простота и сдержанность, в эпоху античности он считался «мужским» ордером. Капитель в виде двух спиралевидных завитков (волют) – признак колонн ионического ордера, более изящного, «женского». Коринфский – самый роскошный и утонченный из ордеров. Для него характерны изящные каннелированные колонны, завершающиеся капителью из стилизованных листьев аканта.
Изображения античных зданий на живописных произведениях более позднего времени могут свидетельствовать о ностальгическом настроении. Их появление на портретах XVIII века намекает на то, что человек совершил гранд-тур – путешествие по сохранившим античное наследие городам, которое было принято предпринимать по окончании университета.
Всевозможные архитектурные элементы часто служили в качестве украшения, в то время как аллюзии на театральные произведения раскрывали самую суть произведения. На основе традиционных итальянских площадных представлений сформировалась комедия дель арте (commedia dell’arte) – комические спектакли в стиле импровизации с актерами в масках. Этот жанр был очень популярен в XVI – XVIII века. Он вдохновил многих европейских драматургов и мастеров пантомимы, а также художников, в том числе Доменико Тьеполо (1727 – 1804) и Антуана Ватто (1684 – 1721). Представления в стиле комедии дель арте – синтез акробатики, пантомимы и танца с импровизацией. Актеры, исполнявшие заглавные роли, носили полумаски. Характер героя передавали жесты, речь и костюм, что позволяло быстро его идентифицировать. Сценарий представлял собой краткое изложение сюжета, большая роль отводилась импровизации с элементами злободневной сатиры. Содержание представлений было понятно всем слоям общества, большинство сюжетов основывалось на любовных историях или путанице, создаваемой коварными или глупыми слугами (дзанни). Основные персонажи комедии дель арте: Капитан (Скарамуш), беспрестанно хвастающийся своими военными победами; Доктор в преклонных летах, мнящий себя мудрецом, но в действительности болтун; честный, но забавный Панталоне – купец, носящий широкие свободные панталоны; вздорный глупый Пульчинелла, имеющий много общего с Панчем, персонажем английского кукольного театра; наивный Арлекин; служанка Коломбина.
Маска в комедию дель арте пришла из античного трагического и комического театра. Маска – атрибут музы комедии Талии и музы трагедии Мельпомены. Маски также были атрибутом аллегории Лжи.
Название одного из видов искусства – музыки – происходит от греческого слова «муза». Музыкальные инструменты были атрибутом спутниц бога Аполлона. Вид и звучание некоторых инструментов ассоциировалась с тем или иным родом занятий. Труба – инструмент глашатая, вестника или ангела. Арфу связывали с божественным началом и ангелами. Волынка – народный инструмент – спутница пастухов. На свирелях и лютнях играли менестрели. Тамбурины и кимвалы – инструменты вакхических празднеств. Сиринкс (разновидность флейты) считалась инструментом Пана, лира – атрибут Аполлона, бога музыки и лирической поэзии.
На аллегорических изображениях лиру противопоставляли военному оружию. Музыкальные инструменты также символизировали одно из четырех чувств – слух. По произведениям искусства можно проследить популярность того или иного музыкального инструмента. К примеру, небольшой переносной орган был очень популярен в XIV веке. Виола появилась в эпоху Ренессанса. Ее можно увидеть на алтаре в Церкви Сан-Дзаккария, завершенном Джованни Беллини ок. 1505 г.
Аллегорические изображения наук и искусств стали популярными в Средние века и в особенности в эпоху Возрождения.
Грамматику, основу всех наук, изображали в виде мудреца или учителя с хлыстом для поддержания дисциплины. В семнадцатом веке возник новый тип изображения – Грамматику стали представлять в образе женщины, поливающей растения, что основывается на мысли Платона, считавшего, что ум крепнет от знаний так же, как растение зацветает при должном уходе и поливе [1]. От этой мысли отталкивался Лоран де ла Гир в работе над «Аллегорией Грамматики» (1650).
В искусстве очень популярным было изображение Философии. Докторов философии изображали в мантии, квадратной шапочке, с преподавательской указкой или книгой, с загнутыми во время перечисления аргументов пальцами.
Знаменитый древнегреческий философ Сократ (469 – 369 до н.э.) отождествлял добродетель со знанием, а своих учеников приводил к истине через диалог – задавал вопрос и, получив ответ, задавал следующий, уточняющий. Ему было предъявлено обвинение в том, что он не чтит богов и развращает молодежь своими идеями. После суда Сократ принял яд из болиголова. Последний день жизни Сократа и обстоятельства, ему предшествовавшие, были описаны его учеником Платоном в диалоге «Федон». Жак Луи Давид на картине «Смерть Сократа» (1787) представил философа в окружении скорбящих учеников в тот момент, когда он собирается выпить яд из чаши.
Платон (ок. 427 – 347 до н.э.) был, в свою очередь, учителем Аристотеля (384 – 322 до н.э.), основателя Перипатетической школы (Лицея) в Афинах, названной так в связи с его привычкой прогуливаться с учениками во время занятий. Аристотель был великим философом и ученым. Он писал о логике, физике, душе, небесах, животных, метафизике, поэтике, риторике, политике и этике, ввел в философии единую систему классификации и терминологии. Рафаэль на фреске «Афинская школа» (ок. 1510) поместил его на почетном месте рядом с Платоном. По средневековой легенде, Аристотель пытался убедить своего ученика будущего императора Александра Македонского в том, что женщины могут губительно влиять на мужчин, и призывал его отказаться от возлюбленной Кампаспы (по другим источникам, ее звали Филлида). Разгневанная Кампаспа разожгла страсть в престарелом философе и приказала предъявить ей доказательство любви – прокатить ее на себе. На фресках, мебели и гобеленах встречается изображение Аристотеля на четвереньках и сидящей на нем Кампаспы.
Греческого философа Пифагора (ок. 582 – 507 до н.э.) представляли как персонификацию арифметики на изображениях, посвященных Семи Свободным Искусствам. Демокрит получил прозвище «Смеющийся философ» за то, что часто смеялся без видимой причины, поскольку людские дела казались ему смешными по сравнению с мировым порядком [2]. Сальватор Роза на картине «Размышляющий Демокрит» изобразил его задумавшимся о бренности жизни среди человеческих и звериных костей и черепов. Его противопоставляли высокомерному меланхоличному философу Гераклиту (544 – 483 г. до н.э.). На фреске «Афинская школа» Рафаэль придал Гераклиту портретное сходство с Микеланджело. Браманте на фреске (1477) изобразил вместе плачущего Гераклита и смеющегося Демокрита.
Философ и аскет Диоген Синопский (ок. 412 – 323 г. до н.э.) отличался эксцентричным поведением. В одной из историй рассказывается, как он ходил днем на рынок с зажженной лампой, что объяснял поиском правды и честных людей. Эта сцена запечатлена Йордансом на картине «Диоген, ищущий честного человека» (1642). Диоген презирал роскошь, отказался от всех благ цивилизации, кроме чаши для питья и одежды нищего, жил в пифосе – большом сосуде для вина. Увидев, что юноша пьет прямо из ручья, зачерпывая воду руками, он выбросил и свою чашу. Эта история вдохновила Пуссена на создание картины «Пейзаж с Диогеном» (1648).
Философ-стоик Сенека (4 г. до н.э. – 65 г. н.э.) был учителем будущего императора Нерона. Придя к власти, Нерон почувствовал, что Сенека является преградой на его пути, и приговорил его к смерти с правом выбора способа самоубийства [3]. Жак Луи Давид на картине «Смерть Сенеки» (1773) изобразил его хладнокровно вскрывающим себе вены.
Знаменитого древнегреческого математика Евклида (ок. 330 – ок. 260 г. до н.э.) в искусстве ассоциировали с Геометрией. Рафаэль изобразил его на фреске «Афинская школа».
Архимед прославился восклицанием «Эврика!», что означает «нашел». Размышляя в ванной над тем, как вычислить объем золотой короны, он пришел к выводу, что ее нужно погрузить в воду. По легенде, он был настолько увлечен математикой, что не заметил, как его родной город Сиракузы был взят римлянами. Когда ему приказали немедленно предстать перед римским генералом Марцеллом, Архимед попросил подождать, пока он решит математическую задачу. Разгневанный офицер пронзил его мечом. Себастьяно Риччи (1659 – 1734) изобразил эту сцену на картине «Герой и Архимед».
Алхимия основывалась на учении Аристотеля о четырех первоэлементах. Большинство алхимиков пытались получить золото из металлов посредством «философского камня», считавшегося эликсиром жизни. В Средние века алхимией занимались в некоторых монастырях, считая, что опыты требуют божественного покровительства. Алхимиков часто изображали с колбами, сосудами, флаконами и тигелями. В Студиоло Франческо Медичи в Палаццо Веккьо во Флоренции можно увидеть изображение «Лаборатории алхимика» (ок. 1570) Джованни Страдано, ученика Вазари.
Гермес Трисмегист (Триждывеличайший), живший, вероятно, в III веке, писал о мистицизме и алхимии. В эпоху Ренессанса считали, что он был современником пророка Моисея, и его мудрость признавали близкой к божественной. Гермес Трисмегист изображен на мозаичном полу Кафедрального собора в Сиене (1480-е).
© Перевод с английского Эвы Гараевой. 2012.
Примечания:
1. Плутарх. «Моралии. О воспитании детей». 9.
2. Ювенал. «Сатиры». Х:34.
3. Тацит. «Анналы». ХV:60 – 64.
Иллюстрации:
1. Джотто ди Бондоне. Фрески в Капелле Скровеньи в Падуе. 1304 – 1305.
2. Ян ван Эйк. Гентский алтарь. «Поклонение агнцу» (фрагмент). 1432. Собор Святого Бавона. Гент.
3. Колонна Траяна в Риме.
4. Антуан Ватто. «Итальянские комедианты». 1720. Национальная галерея искусств. Вашингтон.
5. Андреа Мантенья. «Парнас». 1497. Лувр. Париж.
6. Жак Луи Давид. «Смерть Сократа». 1787. Метрополитен-музей. Нью-Йорк.
7. Рафаэль Санти. «Афинская школа». 1509 – 1511. Ватикан. Рим.
8. Жан-Леон Жером. «Диоген».1860. Художественный музей Уолтерса. Балтимор.
Источник:
Sarah Carr-Gomm. «The Secret Language of Art». 2009.
Сара Карр-Гомм. «Тайный язык искусства». Перевод с английского Эвы Гараевой. «Астрель». 2012.