Выпуск 46
Искусство
Животые и птицы в изобразительном искусстве
Животные
В мифологии, истории и религии животные играли заметную роль. Мифологический Орфей очаровывал зверей своей музыкой. В Ветхом Завете рассказывается, как Бог сотворил животных, а Адам давал им имена (1). Ной по указанию Бога собрал на своем Ковчеге по паре всех животных (2). Эти истории напоминают нам о том времени, когда человек жил в гармонии с природой. С другой стороны, люди приносили животных в жертву богам, рассчитывая на их благосклонность.
В средневековом бестиарии было немало животных, сочетавших черты реальных и вымышленных зверей, все они наделялись символическим значением. К примеру, обезьяна ассоциировалась с низменными инстинктами и пороками – глупостью, тщеславием, притворством и др. На картине Яна Минсе Моленара «Дама за туалетом» (1633) изображена обезьянка, нацепившая тапочек хозяйки, что символизирует похоть. Картина «Обезьяна-художник» (1740) Шардена – своего рода карикатура. Художник проводит параллель между творцом, имитирующим реальность, и обезьяньим инстинктом к передразниванию.
Осел в бестиарии символизировал как положительные, так и отрицательные качества. В мифологии он ассоциировался с глупостью и ленью. Однако согласно христианской традиции осел наравне с волом символизируют скромность. Эти животные присутствовали при рождении Христа. Осел с жерновом на шее олицетворяет покорность, повиновение. Не случайно осел присутствует в сценах Жертвоприношения Авраама, Бегства Святого Семейства в Египет и Входа в Иерусалим.
Пчела, улей и мед упоминались в мифах. Купидон был ужален пчелой, когда воровал мед из улья – эту сцену изобразил Лукас Кранах Старший на картине «Венера и Купидон, похититель меда».
Испанских художников Гойю и Пикассо увлекала тема противостояния тореадора и быка. У древних греков бык ассоциировался с силой и властью, но не с жестокостью: древнегреческий бог Зевс превратился в быка, чтобы похитить прекрасную Европу, в связи с этим бык стал олицетворять европейский континент.
Крокодила иногда связывали с Африкой или Азией, а Слон символизировал Восток (согласно Ветхому Завету) или Африку.
На многих картинах можно увидеть изображение кота, которого чаще всего представляли спокойным домашним животным. Однако притаившаяся или спрятавшаяся кошка может означать скрытую угрозу. На картине Эдуара Мане «Олимпия» (1863) черный котенок с поднятым вверх хвостом смотрит прямо на зрителя, возможно, он извещает о приходе к куртизанке гостя. Вообще, черный кот считался атрибутом колдунов и ассоциировался со злом.
Верность – добродетель, присущая собакам, вечным соперникам кошек. На картине Яна ван Эйка «Чета Арнольфини» изображена маленькая собачка у ног супружеской пары.Собак также представляли в виде охранников, кроме того, собаки ассоциировались со скупостью.
Многие животные упоминались в Ветхом и Новом Заветах. Главное из них – агнец (ягненок), образ которого неразрывно связан с Христом. Агнцы также могут символизировать последователей Христа, Доброго Пастыря (3). Подобное изображение можно увидеть на раннехристианских мозаиках в Мавзолее Галлы Плацидии в Равенне.
В Ветхом Завете не раз упоминался верблюд. Это животное считалось царским – верблюд сопровождал волхвов в их путешествии в Вифлеем. Святого Иоанна Крестителя часто изображают в одеянии из верблюжьей шерсти. Согласно Ветхому Завету, «сказал Господь Моисею и Аарону: Скажите сынам Израилевым: вот животные, которые можно вам есть из всего скота на земле» (4). Среди разрешенных животных не было верблюда и свиньи – их мясо считалось нечистым. Кроме того, свиньи ассоциировались с жадностью и похотью.
Раннехристианским символом являлась рыба. Это объясняется тем, что в слове ichthus (греч. «рыба») зашифрована фраза Iesus CHristos, THeou Uios, Soter, которая переводится, как «Иисус Христос, Божий Сын, Спаситель». В эпизоде «Чудесный улов» евангелист Лука рассказывает о великом множестве рыбы, пойманной будущими Святым Петром и Святым Андреем, что символизирует народы, которые будут обращены в христианство.
Еще одно важное для христианской иконографии животное – олень. На мозаиках в Мавзолее Галлы Плацидии можно увидеть оленя, пьющего из животворящего источника (5). Это животное является атрибутом Святых Евстафия, Эгидия, Губерта и Юлиана. На картине светского живописца Эдвина Ландсира «Король Глена» изображен гордый царственный олень, символизирующий правящую викторианскую элиту Англии. Олень часто изображался на гербах королевских домов и аристократических семейств. К примеру, он присутствовал на гербе английского короля Ричарда II. На синих одеяниях ангелов, изображенных на Уилтонском диптихе, можно увидеть изображение оленя. В античной мифологии с оленем связывают богиню охоты Диану (греч. Артемиду) (6). Она превратила в оленя юношу Актеона, разгневанная тем, что он подглядывал за ней во время купания.
В мифологии и христианстве важным символическим значением наделялся козел. Согласно мифу, коза Амалфея вскормила Зевса – верховного бога древних греков. Козел также ассоциировался с Паном, Вакхом и похотливыми сатирами. Иудеи приносили козлов в качестве жертвы Богу: «Козла, на которого вышел жребий для отпущения, поставит живого пред Господом, чтобы совершить над ним очищение и отослать его в пустыню для отпущения» (7). На картине «Козел отпущения» (1854 – 1855) Уильяма Холмана Ханта изображено одинокое животное, согласно христианской традиции символизирующее искупительную жертву Христа. В Евангелии от Матфея козлы уподоблены неверующим, но когда все народы предстанут перед Христом, он «отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов» (8).
Лев с древних времен считался царем зверей, и его изображение можно увидеть на многих гербах королевских и дворянских семей. Лев ассоциировался с силой, упорством, мужеством. Он появляется в сюжетах, в которых речь идет о сверхъестественной силе героя, например, на произведениях, посвященных ветхозаветным Давиду и Самсону, а также мифическому Геркулесу. Лев, мирно соседствующий с другими животными, символизирует рай Золотого века. Пророк Даниил, отказавшийся отречься от своей веры в вавилонском плену, был брошен в ров со львами, но чудесным образом спасся, что перекликается со спасением Богом его народа. Питер Пауль Рубенс, вдохновленный этой историей, написал картину «Пророк Даниил в логове львов» (1615). Бдительность – еще одно качество, присущее льву. Как сказано в Ветхом Завете, «лев, силач между зверями, не посторонится ни перед кем» (9). Изображение львов устанавливалось у входа в здания (например, Львиные врата в Микенах); в основании церковной кафедры. В античной мифологии львы были запряжены в колесницу Кибелы, персонификации Матери-Земли. В христианской иконографии лев является атрибутом Святого Иеронима. Крылатый лев – символ евангелиста Святого Марка, покровителя Венеции. На гербе и флаге этого легендарного города помещено изображение крылатого льва.
Еще во времена античности считалось, что змея отличается особой жизненной силой и обладает исцеляющими свойствами. Кадуцей – жезл, обвитый змеей, – является атрибутом древнегреческого бога врачевания Эскулапа (Асклепия). Он до сих пор остается эмблемой медицинской профессии. Меркурия (Гермеса) также часто можно увидеть с кадуцеем, который он получил от бога Аполлона. Ветхозаветный пророк Моисей с помощью изображения медного змия исцелил иудеев, укушенных ядовитыми змеями.
В древности змея ассоциировалась с мудростью, что подтверждает Евангелие: «Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» (10). Однако в Ветхом Завете змею связывали со злом и дьявольской хитростью: «Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог» (11). На изображениях сцены Искушения змея представляли с головой женщины. Ева, искушенная змеем, взяла запретный плод и передала его Адаму. На произведениях, посвященных Непорочному Зачатию, Дева Мария нередко изображается стоящей на змее, что символизирует победу над злом.
С древних времен змея являлась фаллическим символом. Дьявола и демонов часто изображали со змееподобными половыми органами. Яд змеи часто бывает смертельно опасен, однако, по легенде, Святой Иоанн Богослов однажды выпил яд, но остался жив. Именно поэтому его атрибутом является чаша со змеями.
В одной из «Эклог» Вергилия говорится о змее, притаившейся в траве (12). Этот образ всегда ассоциировался с опасностью, тайной угрозой в идиллической обстановке. К примеру, жена Орфея прекрасная Эвридика, умерла от укуса змеи, на которую случайно наступила.
Кобра считается символом Египта. Головной убор фараонов был украшен уреем – изображением священной кобры. Считалось, что Египет непобедим так же, как смертелен укус кобры. Царица Египта Клеопатра покончила с собой, позволив укусить себя кобре.
Считалось, что саламандра, ящероподобная рептилия, живет в огне. Она помогает добрым делам и разрушает зло. Саламандра была изображена на гербе французского короля Франциска I .
Мифические животные
Рассказы первых путешественников об удивительных животных, обитающих в далеких странах, возбуждали воображение современников, в особенности поэтов и художников, побуждая их придумывать сказочных существ.
Одним из них является дракон, часто изображавшийся крылатым чудовищем гигантских размеров с огромной пастью, колючим хвостом, орлиными лапами и острыми когтями. В христианской иконографии дракон олицетворял Дьявола. По легенде, именно в таком облике он явился Святой Маргарите Антиохийской. В итальянском искусстве XV века был популярен сюжет победы Святого Георгия над драконом, что олицетворяло торжество христианской веры.
Единорог – белый конь с козлиной бородкой и одним рогом, вырастающим изо лба – символизирует целомудрие. С помощью своего рога он обезвреживает отравленную ядом змея воду. Считалось, что стремительного и неуловимого единорога могла укротить только девственница. На гобеленах, ныне хранящихся в Музее Метрополитен в Нью-Йорке, изображена охота на единорога. В Музее Клюни в Париже можно увидеть серию шпалер XV века «Дама с единорогом», возможно являющихся аллегорией пяти чувств. В комментариях к обеим сериям указано, что единорог символизирует идеализированную любовь рыцаря к прекрасной даме.
Птицы
В античности стаю птиц воспринимали как знак богов. Увидеть ворона или ворону считалось дурным предзнаменованием, а ласточку или аиста – добрым. В раннехристианском искусстве птица олицетворяла «крылатую душу» или дух, что восходит к верованиям древних египтян в то, что после смерти душа в виде птицы покидает тело.
Младенец Христос иногда изображался держащим птицу, чаще всего щегла, который считается знаком Страстей Христовых. На картине Рафаэля «Мадонна со щеглом» (ок. 1506) Иисус нежно гладит птичку, протянутую ему Иоанном Крестителем, в то время как на «Тондо Таддеи» (ок. 1504) Микеланжело Христос испуганно отстраняется от него.
Журавль олицетворяет бдительность. На картине Рафаэля «Чудесный улов» журавли изображены неслучайно – они следят, чтобы ни одна рыба (символизирующая обращенного в христианство) не выскользнула из сети.
По легенде, Феникс – птица дивной красоты – обладает способностью сгорать в огне, а затем возрождаться (13). В христианстве феникс символизирует воскресение, вечную жизнь.
На произведениях, написанных на мифологические и христианские сюжеты, можно увидеть голубя. Чаще всего его изображали с богинями, к примеру, с Венерой (Афродитой). Эту птицу отождествляли с погребальным культом, считалось, что голубь переносит души умерших в Подземное царство. В Ветхом Завете рассказывается о том, что голубь, вернувшийся в ковчег Ноя с ветвью оливы, тем самым дал ему знак, что вода уходит. В христианстве голубь является символом Святого Духа.
Петух олицетворяет начало нового дня. Его изображение часто помещали на флюгерах, поскольку он ассоциировался с бдительностью. Петух рядом со Святым Петром – символ его отречения от Христа, предсказавшего: «Душу твою за Меня положишь? Истинно, истинно говорю тебе: не пропоет петух, как отречешься от Меня трижды» (14).
Считалось, что пеликан (15) вскармливает своих птенцов кровью, поэтому он символизировал самопожертвование и благотворительность. Пеликана уподобляют Христу, чья кровь приносит спасение.
Орел – сильная, быстрая, высоко парящая птица – атрибут бога Юпитера (Зевса) и символ планеты Юпитер. Орел являлся эмблемой Древнего Рима, а впоследствии и Священной Римской империи, Соединенных Штатов Америки, а также других стран и династий.
Павлин – атрибут богини Юноны (Геры). Художники и декораторы любили его за яркий эффектный внешний вид. Павлина часто можно увидеть на работах художников, входивших в Движение искусств и ремесел, а также на произведениях, созданных в эпоху модерна.
В одном из мифов рассказывается о том, как Кикн безутешно скорбел о своем погибшем друге Фаэтоне. Аполлон сжалился над ним и превратил его в лебедя, который живет в воде, потому что боится огня, погубившего Фаэтона. Эти великолепные птицы были запряжены в колесницу Венеры (Афродиты). Выражение «лебединая песня» означает песню, которую лебедь исполняет перед смертью. Лебедь ассоциируется с музами и Аполлоном. Согласно древнегреческой легенде, душа великих поэтов после смерти превращается в лебедя. Примечательно, что знаменитая картина Яна Асселина «Лебедь перед угрозой» (середина XVII века) стала восприниматься, как аллегория защиты Нидерландов от врагов.
© Перевод с английского Эвы Гараевой. 2012
Примечания:
1. Бытие. 1:24–25 и 2:19–20.
2. Бытие. 6:19.
3. Иоанн. 10:11.
4. Левит. 11:2–7.
5. Псалмы. 42:1.
6. Вергилий. «Энеида». VII:480–500.
7. Левит. 16:10.
8. Матфей. 25:32.
9. Притчи. 30:30.
10. Матфей. 10:16.
11. Бытие. 3:1–14.
12. Вергилий. «Эклога». III:92-93.
13. Плиний Старший. «Естественная история». Х:3.
14. Иоанн. 13:38.
15. Сборник рассказов о природе «Физиолог».
Иллюстрации:
1.Герхардт Вильгельм фон Рейтерн. «Авраам приносит Исаака в жертву». 1849.
2. Ян ван Эйк. «Портрет четы Арнольфини». 1434. Национальная галерея. Лондон.
3. Уильям Холман Хант. «Козел отпущения». 1856. Художественная галерея леди Левер. Порт-Санлайт.
4. Гвидо Рени. «Смерть Клеопатры».1595 – 1598. Капитолийская Пинакотека. Рим.
5. Шпалера из серии «Дама с единорогом». Конец XV века. Музей Клюни. Париж.
6. Рафаэль. «Мадонна со щеглом». 1505 – 1056. Уффици. Флоренция.
7. Ян Асселин. «Лебедь перед угрозой». Ок. 1650. Рейксмузеум. Амстердам.
Источник:
Sarah Carr-Gomm. «The Secret Language of Art». 2009.
Сара Карр-Гомм. «Тайный язык искусства». «Астрель», 2012.