Выпуск 47

Искусство

Плоды земли, цветы, времена года и стихии в изобразительном искусстве

Сара Карр-Гомм

Изобилие и щедрость природы в живописи часто изображали в виде рога изобилия или чаши, наполненной цветами и фруктами. Плоды –  атрибут богини плодородия Цереры (Деметры), с которой отождествляется мир, процветание и лето. Овощи и фрукты включались в натюрморты для отображения бренности жизни, а диковинные или внесезонные плоды намекали на богатство.

1. ПЛОДЫ ЗЕМЛИ

карр1Яблоко в культуре стало ассоциироваться со злом не только в связи с Грехопадением, но и потому, что латинское слово malus имеет два значения –  «яблоко» и «зло». Яблоко – плод, сорванный с Древа познания добра и зла, – символизирует первородный грех и грехопадение человека. Яблоко традиционно считалось атрибутом Евы, но его связывают с различными грехами. Август Леопольд Эгг прославился своим триптихом «Прошлое и настоящее» (1858), посвященным истории разрушения благополучной викторианской семьи из-за измены жены. На первой картине, представляющей выдворение неверной супруги из дома, он изобразил две половинки яблока, лежащие на столе и на полу, что является аллюзией на изгнание Евы из рая.

Золотое яблоко раздора косвенно стало причиной начала Троянской войны. Яблоко, которое богиня Венера (Афродита) получила в качестве приза как прекраснейшая из богинь, является ее атрибутом. В христианской иконографии яблоко в руке младенца Иисуса символизирует спасение и искупление.

карр2Гранат – атрибут Прозерпины (Персефоны), богини Подземного Царства. Она съела несколько зерен граната на пути из царства мертвых, после чего была обречена полгода проводить в царстве Аида, а вторую половину – на Олимпе. Гранат ассоциируется с унылостью осени и зимы и возрождением природы весной и летом. Данте Габриэль Россетти на картине «Прозерпина» (1874) изобразил этот плод, как символ ее печальной участи. В христианстве гранат считается символом Воскресения. Младенца Христа иногда изображали с плодом граната, как это сделал Боттичелли на тондо «Мадонна Магнификат» (1480-е). В руке у Христа также может быть вишня, что означает сладость благих дел.

Виноградная лоза и виноград – атрибут бога виноделия Вакха (Диониса) и его воспитателя Силена, а также символ осени. В голландском искусстве семнадцатого века люди, пьющие вино, ассоциировались с праздностью и ленью. В христианской иконографии виноград связан с Христом (вино – кровь Христова) и евхаристией.

карр3Переспелые плоды символизируют кратковременность земных наслаждений – их мы видим на картине Караваджо «Вакх».

Пшеница – атрибут Цереры (Деметры) и символ лета, благоденствия и изобилия. На картине Боттичелли «Мадонна Евхаристии» (1472) изображены виноград и пшеничные колосья.

Хлеб и вино – это тело и кровь Христова. Хлеб – основа жизни и символ самопожертвования Христа, что восходит к сцене Тайной Вечери (1), когда Иисус поделился с учениками хлебом.

Яйцо – символ возрождения, но в голландском искусстве XVI века изображение яйца с двумя ногами и торчащим сверху ножом, вероятно, ассоциируется с демоном.

Миндаль считали символом божественного благоволения. Так, например, когда Бог выбрал Аарона первосвященником, его «жезл […] расцвел, пустил почки, дал цвет и принес миндали» (2). С миндалевидным светящимся ореолом изображали Деву Марию и Христа.

 Экзотические раковины на голландских натюрмортах XVII века, как, например, на картинах Абрахама ван Бейерена, символизируют открытие новых территорий европейцами и демонстрируют мастерство художника.

В мифологии раковина гребешка была атрибутом богини Венеры (Афродиты), рожденной из морской пены. Иногда можно увидеть изображение Нептуна (Посейдона) и Галатеи в колеснице из раковин. Тритоны и другие мифологические персонажи могут трубить в раковины моллюсков.

В XVII веке устрицы считались деликатесом и афродизиаком. Продажа устриц считалась презренным делом. Их связывали с развратом, вот почему устриц можно увидеть на картинах с изображением публичных домов и проституток.

 2. ЦВЕТЫ

Цветы – атрибут богини Флоры и тех мифических героев, которые умерли от неразделенной любви. Цветок  Адониса – анемон, Нарцисса – нарцисс, Гиацинта – гиацинт, Аттиса – фиалка, Клитии – гелиотроп. Цветы связаны с временами года и являются символом Рая. В христианском искусстве красные цветы символизируют кровь Христа, белые – чистоту Девы Марии. Цикламены, жасмин, фиалки и ландыши – всё это цветы Богородицы, в то время как аквилегия (водосбор) – цветок, ассоциирующийся со Святым Духом.

В натюрмортах цветы отражают идею мимолетности жизни. Художники XVII –  XVIII веков включали в свои натюрморты редкие цветы и выписывали их как ботанические драгоценности. Мы видим это на  картине «Ваза с цветами» (1615 – 1620) Амброзия Боссхарта.

Лилия – атрибут Девы Марии и многих святых: архангела Гавриила, Иоакима, Иосифа и Святого Доминика, а также святых дев. Лилия часто изображалась в сцене Благовещения – одну или несколько лилий преподносит Деве Марии архангел Гавриил.

Пассифлора (страстоцвет) – символ Страстей Христовых. Листья этого растения напоминают копье, которым Иисус был пронзен Лонгином, рыльца пестика – гвозди, которыми он был прибит к кресту, стебель – перекладину креста, тычинки – пять ран, а внешняя корона цветка  – терновый венец.

карр4Роза – первый цветок, появившийся после рождения Венеры (Афродиты), и символ весны. Розу воспел Боттичелли на картинах «Весна» (ок. 1478) и «Рождение Венеры» (1484 – 1486).

В эпоху рыцарства верили, что шипы розы оберегают девичье целомудрие. Розы часто изображались на женских  портретах для того, чтобы подчеркнуть красоту героини. Лепестки розы в религиозном искусстве могут представлять раны Христа, красная роза среди шипов является аллегорией мучеников ранней церкви и их преследователей, в то время как ангелы и святые могут держать розы, что символизирует небесную благодать. По легенде, в Эдемском саду цветы не имели колючек, такими мы видим их на картинах с изображением рая.

Когда Адам и Ева попробовали плод с Древа Познания Добра и Зла, «открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания» (3). В классическом искусстве листьями смоковницы или фигового дерева прикрывались гениталии обнаженной натуры.

Листья и ветви лавра  символизировали честь и славу. Мирт – священное дерево богини Венеры – изображен на картине Тициана «Любовь земная и Любовь небесная» (1515).

карр 5Вечнозеленый плющ – атрибут бога Вакха (Диониса), его часто изображали с венком из плюща на голове. Плющ также символизирует бессмертие. На картине прерафаэлита Артура Хьюза «Долгая помолвка» (1859) плющ покрывает ствол дерева, на котором вырезаны инициалы молодого мужчины и его возлюбленной.

Олива была символом мира, как в античном искусстве, так и в христианской иконографии. Это священное дерево богини Минервы (Афины). Голубь вернулся на ковчег Ноя с оливковой ветвью в знак того, что вода отступает. Иногда с ветвью оливы представляли архангела Гавриила, как, например, на алтарном изображении Таддео ди Бартоло «Благовещение со Святыми Косьмой и Дамианом» (ок. 1409).

Ветвь пальмы означает победу. Аллегории Победы и Славы изображали награждающими пальмовой ветвью победителей. В христианстве пальмовая ветвь стала символом мучеников и присутствует в сцене Входа в Иерусалим (4).

Кипарисы, как правило, росли на кладбищах, поэтому они ассоциируются со смертью. Арнольд Бёклин изобразил их на картине «Остров мертвых» (1880).

3.  ВРЕМЕНА ГОДА

карр6Время года в живописи можно определить по изображению той или иной сельскохозяйственной деятельности или погоды. Питер Брейгель Старший создал цикл картин «Времена года». К примеру, «Охотники на снегу» (ок. 1560) представляют январь и февраль. Джузеппе Арчимбольдо, написавший аллегории четырех сезонов, выстраивал изображения из овощей, фруктов, корней и колосьев.

Времена года также ассоциировали с возрастом  человека. Эту идею очень удачно воплотил Давид Тенирс Младший в одноименном цикле из четырех картин (1644). «Весна» представлена им в образе юноши с саженцем, «Лето» – в образе молодого мужчины со снопом пшеницы, «Осень» художник изобразил в виде зрелого мужчины с бокалом вина, а «Зиму» представил стариком в меховой шапке и кафтане, греющим руки над жаровней.

Никола Пуссен (1594 – 1665) связал истории из Ветхого Завета с сезонами и порами жизни человека: Адам и Ева в раю – весна; Руфь и Вооз – лето; возвращение разведчиков, направленных Моисеем, из Земли обетованной – осень; потоп – зима.

В итальянском искусстве времена года  представляли в образе античных богов. Весну – пору цветения – связывали с богиней Флорой, а также представляли в образе девушки с цветами или сельскохозяйственными инструментами. На картине Боттичелли «Весна» платье Флоры и ковер из цветов, по которому она ступает, великолепно передают весеннее настроение. Лето – время сбора урожая – олицетворяла девушка с колосьями, фруктами или серпом. Осень – горячая пора для виноделов – связывали с богом виноделия Вакхом (Дионисом) и изображали в виде фигуры с виноградными гроздьями. Зиму чаще всего представлял Вулкан (Гефест), бог кузнечного дела, или старик, согревающийся у жаровни на фоне зимнего пейзажа.

4. ПЕЙЗАЖ

Вплоть до конца XVI века пейзаж в западноевропейском искусстве играл роль фона для изображения той или иной сцены. В эпоху Ренессанса художники стали более тщательно прописывать детали ландшафта, добиваясь натуралистичности изображения. С тех пор пейзаж стал играть немаловажную роль в передаче настроения и трактовке сюжета.

Сельские пейзажи передают красоту природы, незатронутой цивилизацией. Пасторали напоминают нам о золотом веке, когда человек жил в гармонии с природой.   На полотнах художника эпохи рококо Антуана Ватто мы видим влюбленных на фоне идеализированного пейзажа.

Позже стали появляться живописные изображения возделанных полей на фоне  безоблачного неба. Драматические пейзажи символизируют торжество сил природы. Немаловажно время суток и освещение – рассвет дарит надежду, вечерние тени навевают мрачные мысли, дурные предчувствия.

карр7Пейзажи могут служить разным целям: топографические в точности передают ландшафт, пасторальные – идиллическую красоту природы. Ландшафт, на фоне которого разыгралась битва, также может нести смысловую нагрузку, как, например, на картине Альбрехта Альтдорфера «Битва Александра Македонского с персидским царем Дарием при Иссе».

Времена года передавали настроение: зима ассоциировалась с отсутствием красок, угасанием; весна и лето – с оптимизмом обновления и начала жизни; осень отождествляли с урожаем и изобилием. Сцены с изображением цветения, сбора урожая или сорванных плодов связаны с летом.

В ветхозаветной Книге Бытия сад Эдем описывается как земной рай, в котором растут  всевозможные цветы и деревья и все животные чувствуют себя в безопасности. Бог изгнал Адама и Еву из рая за то, что они ослушались его и попробовали запретный плод с Древа познания добра и зла. Эта тема была чрезвычайно популярна в средневековом искусстве и в эпоху Ренессанса.

Сады также ассоциировались с темой любви, плотских удовольствий и придворной жизни, поскольку в Средние века они располагались только на территориях замков и монастырей. В эпоху средневековья была необычайно популярна французская аллегорическая поэма «Роман о Розе» (XIII век), в которой рассказывается о поэте, однажды проснувшемся в прекрасном весеннем саду, напоминающем рай. Прогуливаясь по нему, он встречает аллегорические персонажи – Ненависть, Страх, Скупость, Радость, Красоту, Богатство –  и вдруг случайно видит отражение Розы, в которую влюбляется. Далее описывается его поиск Розы – аллегории возлюбленной. Это произведение было неиссякаемым источником вдохновения для художников на протяжении многих веков.

Изображение Девы Марии в обнесенном стеной цветущем саду представляет собой иконографический тип Hortus Conclusus – «запертый сад» и символизирует  «непорочное зачатие». Примером такого изображения является «Райский сад. Мария со святыми в саду» (XV век) Мастера франкфуртского райского сада.

В Англии сады разбивались для прогулок и развлечений королевских семей и аристократии. Их вид менялся в зависимости от моды, а также отражал политические и социальные перемены.  Вплоть до 1750-х годов в садово-парковом искусстве в моде была четкая симметрия с аллеями, террасами, живыми изгородями, имевшими геометрическую форму. Этот стиль прекрасно подходил иерархическому авторитарному устройству государства. В XVIII веке регулярный парк был вытеснен пейзажным, который ввел в моду ландшафтный архитектор Ланселот Браун, прозванный «умелым Брауном». Он предпочитал естественный, находящийся в гармонии с природой ландшафт с прудами, насыпями и газонами, и черпал вдохновение в картинах французского живописца Клода Лоррена, а также в литературных источниках, описывающих сады с аллеями, гротами, фонтанами и скульптурами.

В XIX веке в эпоху романтизма в изобразительном искусстве и литературе  стало популярным описание и имитирование необыкновенных ландшафтов дальних стран. На фоне диковинных пейзажей разыгрывалось действие неоготических романов. 

 5. СТИХИИ

Четыре стихии – вода, воздух, земля и огонь, – изображались в виде воды, вытекающей из лежащего сосуда, парящих в небе птиц или людей, занятых тем или иным делом. Стихии ассоциировались с античными богами. Так, землю связывали с богинями Церерой (Деметрой) и Опс (Реей) и изображали с глобусом или рогом изобилия. Земля также ассоциировалась с Кибелой и щедрым золотым веком. Воду представляли в виде морского пейзажа, изображения реки, заросшей камышом и полной рыбы, в образе владыки морей Нептуна (Посейдона) или речного бога. С водой была связана Венера (Афродита), рожденная из морской пены. С огнем ассоциировали Вулкана (Гефеста), которого изображали в кузнице, а также солнце. Воздух представляли в образе Борея, бога северного ветра; Зефира, бога западного ветра, или в виде павлина Юноны (Геры).

Богиню Селену отождествляли с Луной, сестрой Солнца. Ее связывали с богиней Дианой (Артемидой), которую часто изображали с месяцем в волосах или на небе. Луна символизирует ночь, а также чистоту Девы Марии на произведениях с изображением Непорочного Зачатия. Солнце и луна могут выражать идею годичного цикла, символизировать вселенную или брак.

карр8В живописи можно увидеть Млечный Путь – скопление звезд на ночном небе (1). Существует несколько мифологических историй о его происхождении. Согласно одной из них, Юпитер (Зевс) решил обессмертить своего сына Геркулеса (Геракла), рожденного от смертной женщины, украдкой подложив его к груди своей спящей супруги Юноны (Геры), чтобы отпрыск напился ее божественного молока. Проснувшаяся Юнона оттолкнула ребенка, а брызнувшая из ее груди струя молока превратилась в Млечный Путь на небе и лилии – на земле. Тинторетто изобразил эту сцену на картине «Происхождение Млечного Пути» (ок. 1570).

Радуга ассоциировалась с богиней Ирис (Иридой). Считалось, что по ней она спускается к смертным с посланиями от богов. В Ветхом Завете рассказывается, что радуга появилась на небе после окончания потопа в знак того, что Бог воссоединился с людьми: «Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением завета между Мною и между землею»(2). Согласно Откровению Иоанна Богослова, радуга окружает трон Христа во время Страшного Суда (3).

 

  © Перевод с английского Эвы Гараевой. 2012

 Примечания:

 1. Лука. 22:19.

2. Числа. 17:8.

3. Бытие. 3:7.

4. Иоанн. 12:13.

5. Гигин. Политическая астрономия. II:43.

6. Бытие. 9:13.

7. Откровение Иоанна Богослова. 4:3.

 

Иллюстрации:

 1. Август Леопольд Эгг. «Прошлое и настоящее». Первая часть триптиха. 1858. Тейт Бритн. Лондон.

2. Данте Габриэль Россетти. «Прозерпина». 1874. Галерея Тейт. Лондон.

3. Микеланджело Караваджо. «Вакх». 1596. Галерея Уффици. Флоренция.

4. Сандро Боттичелли. «Весна». (Ок. 1478). Галерея Уффици. Флоренция.

5. Арнольд Бёклин. «Остров мертвых». Вариант 1883 года. Старая национальная галерея. Берлин.

6. Питер Брейгель Старший. «Охотники на снегу». 1565. Музей истории искусств. Вена.

7. Альбрехт Альтдорфер. «Битва Александра Македонского с персидским царем Дарием при Иссе». 1528 – 1529. Старая Пинакотека. Мюнхен.

8. Тинторетто. «Происхождение Млечного Пути». Ок. 1575. Национальная галерея. Лондон.

Плоды земли, цветы, времена года и стихии в изобразительном искусстве




Выпуск 47

Искусство

  • Загадка Малевича
  • Загадка Малевича (часть 2)
  • Дагни глядит на меня...
  • Выставка К.И.Галчинского в библиотеке "Лиговская"
  • Виткаций в Закопане
  • Без дуновения дышало единое
  • Выставка Фриды Кало в Музее Фаберже
  • Выставка «Католическая Польша в Санкт-Петербурге»
  • Последний фильм Вайды
  • "Польский" репертуар хора Александрова
  • Неожиданный Айвазовский
  • Русская деревянная скульптура
  • Эдита Пьеха поет по-польски
  • Тверское валунное творчество
  • Наедине с деревом
  • Зыгмунт Краузе — выдающийся композитор-новатор
  • ИСКУССТВО ГЕНРИКА СЕМИРАДСКОГО
  • Зыгмунт Краузе в России
  • Рисунки польских детей в Москве
  • Рафал Ольбинский. Искусство метафоры.
  • Мастер из Делфта
  • Якуб Орлинский и его диск «Anima Sacra»
  • Опера "Сигизмунд" на московской сцене
  • Фестиваль придворных танцев в Кракове
  • Фестиваль Ренессанса в Люблине
  • Акварели Малгожаты Щециньской
  • Три концерта сезона
  • "В Петербурге мы сойдемся снова..."
  • Надо объединяться...
  • "Полония" Эдуарда Элгара
  • Памяти Романа Шустрова
  • Хелена Моджеевская. «Голубь с орлиными крыльями»
  • Яцек Мальчевский - художник "Примирения"
  • «Quo vadis?» Забытая опера
  • Опера «Русалка» Антонина Дворжака в Большом театре
  • Опера «Саломея» Рихарда Штрауса в Москве
  • Неманская нить. От «J. Stolle» до «Немана»
  • Художники польского происхождения на Антикварном салоне
  • Картины старых мастеров в польской поэзии
  • Опера «Тоска» в Большом театре Москвы
  • Оперы «Полифем» Порпоры и «Олимпиада» Вивальди в Москве
  • Опера «Шопен» Джакомо Орефиче
  • Опера «Ася» М.М. Ипполитова-Иванова в Московской консерватории
  • Памятник Грюнвальдской битве в Кракове
  • Королевская коллекция искусства Елизаветы II
  • Забытые имена: певец Ян Кепура
  • Похищение «Моны Лизы»
  • Похищение «Джорджианы»
  • Эдвард Мунк и его «Крик»
  • Легкая добыча
  • Сад искусств Петра Зелиньского
  • Встреча с художником
  • Музей Валенты Ваньковича в Минске
  • От ажура к соцреализму
  • Любовь мифических героев
  • Правители и герои в изобразительном искусстве
  • Литературные герои в живописи
  • Наполеон Óрда: художник, который остановил время
  • Архитектура, искусство и наука в живописи
  • Животые и птицы в изобразительном искусстве
  • Плоды земли, цветы, времена года и стихии в изобразительном искусстве