Выпуск 48
Искусство
Польша и поляки в жизни И.Е.Реппна
ИЛЬЯ ЕФИМОВИЧ РЕПИН (1844 - 1930) несколько раз бывал в Польше и слыл тонким ценителем и поклонником польского искусства. И эта слава была более чем оправданной. Мало кто из русских живописцев был так внимателен к национальным традициям Польши, с таким интересом следил за новинками живописи в Польше, за новыми выставками. И сама страна — начиная с ландшафта и кончая бытовыми деталями — очень нравилась Репину. Илья Ефимович не просто лично знал многих видных польских живописцев, но по-настоящему высоко ценил культуру страны, и прежде всего — сложившуюся там национальную школу живописи.
Среди любимых художников Ильи Ефимовича было немало уроженцев Польши. Например, многие польские художники, учившиеся в Академии художеств, лично его знали. Известно, что польские пейзажисты тяготели скорее к школе А. И. Куинджи, но и Репин (как личность и как преподаватель) очень привлекал молодых мастеров. Обаяние личности Репина, его доброта, желание передавать опыт и знания, а главное — уважение к молодому поколению со всеми присущими ему увлечениями— не могли не притягивать людей к Репину. К тому же его знакомства с поляками вовсе не ограничивались кругом живописцев: он знал также ескольких польских учёных и литераторов.
Круг польских имён, которые знал и с уважением упоминал Репин, довольно широк. В течение нескольких лет Илья Ефимович поддерживал дружеские отношения с польским живописцем- академистом Панталеоном Шиндлером. Репин не только отмечал в нескольких письмах одарённость Шиндлера, но одажды даже выступил в качестве соавтора знаменитого живописца-академиста. Вот как это произошло: однажды группа художников решила совместно расписать декоративное фаянсовое блюдо. Среди тех, кто согласился украсить живописью один из сегментов круглой композиции, оказались Репин и Шиндлер. Репин разместил на «своей» части тарелки бытовую сценку «В вагоне», выполненную в передвижнической манере.. Прочими участниками росписи блюда были Г. Савицкий, В. Поленов, В. Васнецов. А глубокое уважение к таланту Шиндлера Ре пин сохранил на всю жизнь.
Ещё один очень интересный штрих темы «Репин и Польша» — масштабная многофигурнаякомпозиция «Славянские композиторы». Репин объединил в ней представителей разных народов. С точки зрения искусства композиции это была непростая задача. Среди изображённых деятелей музыкальной культуры мы находим, в частности, выдающегося польского композитора Станислава Монюшко. Полотно не стало большой репинской удачей: объединить множество персонажей на одном холсте было весьма сложной композиционной задачей, но эта картина по праву считается интересным памятником связей между славянским народами.
В России всегда любили и высоко ценили творчество выдающегося польского живописца- Яна Матейко. Репин присутствовал на похоронах знаменитого мастера исторических композиций. Смерть Матейко была для него поистине тяжёлой утратой. Впоследствии он делился своими впечатлениями с учениками. Что же общего между творчеством Репина и Матейко? Это психологическая характеристика портретируемых, внимание к художественной детали: кос тюмам, интерьерам, отдельным предметам быта... Из всего того, что опубликовано на тему «Репин и Матейко», можно сделать вывод о том, что Илья Ефимович просто боготворил знаменитого живописца-академиста.
Генрих Ипполитович Семирадский... В обширной панораме культурной жизни Петербурга этот выдающийся художник играл особую роль. Его замечательные исторические и мифологические композиции были известны далеко за пределами России. Репин и Семирадский были овременниками, они застали период дискуссий о крупноформатной академической картине. Русские художники были хорошо знакомы с творчеством известного мюнхенского академиста Карла Пилота (одним из его последователей был Матейко) и спорили о приемлемости его системы в России. Нередко живописцы начинали пикироваться. Наиболее часто оскорбительный ярлык «пилотист» приклеивался почему-то к имени Генриха Семирадского.
Сегодня мало кто уже сомневается в том, что оба замечательных мастера — Репин и Семирадский — имеют право на уважение потомков. И хотя они не похожие друг на друга, их уникальное творчество обычно соседствует в музейных залах. Особенно чсто это проявляется в последнее время, когда всё новые и новые холсты Семирадского выходят на свет из запасников.
Замечательный русский художественный журнал «Искусство и художественная промышленность», репродуцируя шедевры живописи, в разные годы помещал как работы Репина, так и произведения многих талантливых польских живописцев... Можно без преувеличения сказать, что редакция журнала, которая помещалась в доме N 13 по Почтамтской улице, была настоящим культурно-просветительным центром. Здесь на одном и том же редакционном столе лежали снимки с картин русских и польских живописцев, на пюпитрах для чтения сменяли друг друга книги о русском, польском и чешском искусстве. Одной из идеологических установок журнала была необходимость рассказывать о культуре славянского мира если не как о едином целом, то как о семье близкородственных национальных культур. Большое внимание уделялось национальным орнаментам, резьбе по дереву, расписным рождественским яйцам... Родина Репина Украина соседствовала на разворотах журнала с близкой сердцу Ильи Ефимовича Польшей. Страницы большого формата нередко становились своего рода «информационным полем» славянского художественного мира.
Нельзя не сказать и о знакомстве Репина с выдающимся художником-мирискусником польского происхождения Мстиславом Валериановичем Добужинским. Их одно время объединяла совместная работа над открытками для Общины святой Евгении. Репин дал для этой серии открыток несколько жанровых работ, Добужинский — цикл петроградских пейзажей. Работа над благотворительными изданиями подчас сводила вместе художников разных направлений и стилей. Репин не был членом объединения «Мир искусства», но хорошо знал польских участников объединения, например, Фердинанда Рущица, Станислава Ноаковского. В свою очередь, некоторые из мирискусников были его учениками.
А совсем недавно из статьи о творчестве Ст. Виткевича (знаменитого Виткация) мы узнали, что выдающийся польский авангардист тоже встречался с Репиным! И это не единственный польский художник-авангардист, с которым Репин был знаком. Есть основания считать, что он встречался и с выдающейся художницей Тамарой Лемпицкой (урождённой Горской), несколько лет проучившейся в Петербурге. Эти интересные встречи ещё предстоит подробно исследовать.
И, наконец, очень интересной страницей в жизни Репина стали отношения с известным петербургским издателем Маврикием Осиповичем Вольфом. Для издательского дома «Товарищество М.О. Вольф» Репин выполнил книжную обложку: для. сборника басен И. А. Крылова. Репин, правда, стеснялся этой работы, считая её явной неудачей. Ведь Илья Ефимович был очень требовательным к себе человеком.
И сам Вольф, и его издательство вместе с популярнейшим в городе книжным магазином по праву считались неотъемлемой частью города на Неве, однако не будем забывать и о польских корнях знаменитого издателя. Вольф приехал в Петербург из Варшавы. Судьба оказалась благосклонной к юноше, приехавшему из Варшавы: он основал в городе на Неве книжный магазин, который впоследствии разросся в настоящую торговую сеть. На рубеже XIX и XX веков Вольф радовал жителей Петербурга и Москвы роскошными подарочными изданиями. Среди этих дорогих книг были произведения писателей-классиков (из польских авторов — Адама Мицкевича и Генрика Сенкевича), книги по изобразительному искусству, общеобразовательные издания. Был у Вольфа и свой собственный журнал, на страницах которого часто встречались имена знаменитых польских писателей и художников. Естественно, что на страницах этого издания часто находилось место и для упоминаний о Репине. Издал Вольф и каталог картин Эрмитажа, составленный другом Репина — Павлом Викторовичем Деларовым. Илья Ефимович наверняка видел этот роскошно изданный (и, к сожалению, почти забытый ныне) каталог — книгу большого формата в тиснёном переплёте цвета слоновой кости. Можно предположить, что и Сенкевича Репин читал в вольфовском издании. И знакомство Репина с М. Вольфом — это ещё несколько строк в летописи взаимоотношений между великим русским живописцем и многогранной польской культурой.
Польша и поляки в жизни И.Е.Реппна
Андрей Петрович Дьяченко
Андрей Петрович Дьяченко (р. 1956) родился в семье военного врача. Окончил 232-ю среднюю школу г. Ленинграда (ныне Вторая Санкт-Петербургская гимназия). Учился в Педагогическом Университете им. А.И. Герцена и в Потсдамском Университете.
Публикуется по вопросам изобразительного искусства с 1987 года. С 1985 по 1995 год разрабатывал экскурсионные маршруты по теме «Зарубежные художники в Петербурге». В 1985-1986 гг. разработал тематическую экскурсию «Деятели польской культуры в Санкт-Петербурге», за которую был награжден памятным призом Варшавского Института энергетики. ł99 egz
В 1985 году опубликовал свою первую книгу - «Искусство ГДР» (на немецком языке, в соавторстве). Всего им опубликовано свыше 500 статей по изобразительному искусству России и зарубежных стран, а также художественной литературе. Всего им опубликовано 5 книг, последней из которых ...