Выпуск 52

Искусство

Концерт в Зарядье: Серената для Марии Лещинской

Эва Гараева

мл121 сентября 2025 года в Большом зале «Зарядья» в исполнении Московского камерного ансамбля «Musica Viva» под руководством Александра Рудина и контратеноров Андрея Немзера и Вадима Волкова прозвучала серената Антонио Вивальди «Глория и Гименей», сочиненная композитором ровно триста лет назад в честь бракосочетания короля Франции Людовика XV с дочерью экс-короля Польши Марией Лещинской.

 Опус был заказан Вивальди  послом Франции в Венеции Жаком  Винсентом Ланге для исполнения на празднике, посвященном этому событию, в венецианском Дворце Франции на набережной Фондамента делла Мадонна дель Орто в сентябре 1725 года. В литературном журнале «Mercure de France», вышедшем в следующем месяце, сообщалось: «После бала была исполнена серената, слова которой, соответствующие теме, получили высокую оценку, а музыка была написана синьором Вивальди, лучшим композитором Венеции».  

мл2Как пишет историк оперы Патрик Барбье,  «как раз тогда неистовый вихрь праздников и карнавалов становился все мощнее, увлекая в своем кружении Тишайшую». К тому времени уже сложилась традиция создания музыкальных сочинений в честь бракосочетания монарших особ. К примеру, на свадьбе Людовика XIV и Марии-Терезии Австрийской  в 1662 году прозвучала опера Франческо Кавалли «Влюбленный Геракл», а на бракосочетании австрийского императора Леопольда I и Маргариты Испанской в 1668 году в Вене была исполнена опера «Золотое яблоко», созданная для этого торжества Антонио Чести.

Партитура серенаты была написана Вивальди для камерного ансамбля струнных инструментов, бассо континуо и двух солистов-кастратов на стихи одного из лучших либреттистов своего времени Доменико Лалли. «Глория и Гименей» условное название этого бессюжетного сочинения, поскольку титульный лист и страницы со вступительной увертюрой не дошли до нашего времени. Античный бог супружества Гименей  и аллегорический образ Славы Глория прославляют венценосную пару. Приветствия  и наставления сменяются поздравлениями и завершаются речитативом, подводящим итог пышному празднеству, которое навсегда запечатлеется в памяти участников. В дальнейшем Вивальди регулярно  получал от двора Людовика XV задания написать сочинения для того или иного события в королевской семье.

Видеозапись трансляции концерта можно посмотреть по ссылке:

https://zaryadyehall.ru/broadcasts/baroque/vivaldi-serenata-gloriya-i-gimeney/

  

 Иллюстрации

1.  Исполнение серенаты «Глория и Гименей» Антонио Вивальди в Большом зале «Зарядья» 21 сентября 2025 г. Камерный ансамбль «Musica Viva». Дирижер Александр Рудин. Певцы Андрей Немзер и Вадим Волков. Фотография Э. Гараевой.

2. Ф.-А. Стимар. «Портрет королевы Марии Лещинской» (1726). Музей-дворец Версаль.

 

 

Концерт в Зарядье: Серената для Марии Лещинской




Выпуск 52

Искусство

  • Загадка Малевича
  • Загадка Малевича (часть 2)
  • Дагни глядит на меня...
  • Выставка К.И.Галчинского в библиотеке "Лиговская"
  • Виткаций в Закопане
  • Без дуновения дышало единое
  • Выставка Фриды Кало в Музее Фаберже
  • Выставка «Католическая Польша в Санкт-Петербурге»
  • Последний фильм Вайды
  • "Польский" репертуар хора Александрова
  • Неожиданный Айвазовский
  • Русская деревянная скульптура
  • Эдита Пьеха поет по-польски
  • Тверское валунное творчество
  • Наедине с деревом
  • Зыгмунт Краузе — выдающийся композитор-новатор
  • ИСКУССТВО ГЕНРИКА СЕМИРАДСКОГО
  • Зыгмунт Краузе в России
  • Рисунки польских детей в Москве
  • Рафал Ольбинский. Искусство метафоры.
  • Мастер из Делфта
  • Якуб Орлинский и его диск «Anima Sacra»
  • Опера "Сигизмунд" на московской сцене
  • Фестиваль придворных танцев в Кракове
  • Фестиваль Ренессанса в Люблине
  • Акварели Малгожаты Щециньской
  • Три концерта сезона
  • "В Петербурге мы сойдемся снова..."
  • Надо объединяться...
  • "Полония" Эдуарда Элгара
  • Памяти Романа Шустрова
  • Хелена Моджеевская. «Голубь с орлиными крыльями»
  • Яцек Мальчевский - художник "Примирения"
  • «Quo vadis?» Забытая опера
  • Опера «Русалка» Антонина Дворжака в Большом театре
  • Опера «Саломея» Рихарда Штрауса в Москве
  • Неманская нить. От «J. Stolle» до «Немана»
  • Художники польского происхождения на Антикварном салоне
  • Картины старых мастеров в польской поэзии
  • Опера «Тоска» в Большом театре Москвы
  • Оперы «Полифем» Порпоры и «Олимпиада» Вивальди в Москве
  • Опера «Шопен» Джакомо Орефиче
  • Опера «Ася» М.М. Ипполитова-Иванова в Московской консерватории
  • Памятник Грюнвальдской битве в Кракове
  • Королевская коллекция искусства Елизаветы II
  • Забытые имена: певец Ян Кепура
  • Похищение «Моны Лизы»
  • Похищение «Джорджианы»
  • Эдвард Мунк и его «Крик»
  • Легкая добыча
  • Сад искусств Петра Зелиньского
  • Встреча с художником
  • Музей Валенты Ваньковича в Минске
  • От ажура к соцреализму
  • Любовь мифических героев
  • Правители и герои в изобразительном искусстве
  • Литературные герои в живописи
  • Наполеон Óрда: художник, который остановил время
  • Архитектура, искусство и наука в живописи
  • Животые и птицы в изобразительном искусстве
  • Плоды земли, цветы, времена года и стихии в изобразительном искусстве
  • Польша и поляки в жизни И.Е.Репина
  • Художник Петр Стахевич
  • Елизавета Шашина – автор музыки «Выхожу один я на дорогу…»
  • Жизнь художника Хаима Сутина
  • Остров Любви и павильон Венеры в Гатчине
  • Концерт в Зарядье: Серената для Марии Лещинской