Выпуск 12
Искусство
ИСКУССТВО ГЕНРИКА СЕМИРАДСКОГО
Родился Гектор Генрик Семирадский под Харьковом, в слободе Ново-Белгород (ныне поселок Печенеги). Отец художника был военным врачом, занимавшим высокий пост в армии.
Семирадский не сразу обратился к живописи, хотя интересовался изобразительным искусством с детства. Окончив гимназию, он поступил на физико-математический факультет Харьковского университета. После окончания университета в 1864 году он поступил в Императорскую Академию художеств, в которой учились многие выдающиеся художники-академисты. В 1870 году он успешно закончил Академию.
До 1871 года Семирадский учился в Мюнхене у знаменитого живописца Карла Пилоти. Это был выдающийся мастер, достижения которого в области исторической картины позволили ему создать собственную школу. Он был крупнейшим в Европе мастером композиций на историческую тему, по стопам которого последовал целый ряд художников, в честь своего учителя именовавших себя «пилотистами».
Какое же значение во второй половине девятнадцатого столетия имело это почти забытое сегодня слово?
Пилотисты в высшей степени серьезно подходили к жанру исторической картины. Они тщательно изучали источники, интересовались древностями, посещали музеи. Художников-академистов интересовали любые новости об археологических находках. Они стремились воспроизвести на своих полотнах Грецию и Рим, библейский мир и средневековую Европу.
Учеником Пилоти был еще один чрезвычайно популярный в России и Польше, — Ганс Макарт — эстетика которого оказала влияние на творчество многих польских художников, в том числе С. Хлебовского. Его эстетика повлияла на творчество Стаислава Хлебовского и других польских живописцев.
Ганс. Макарт (1840-1884) был не только одаренным живописцем, но еще и очень привлекательной личностью, и его творчество вызывало неподдельный интерес в России. Можно сказать, что этот прославленный житель Вены был одной из самых модных, в некоторой степени даже культовых фигур в художественной жизни Петербурга.
Многие талантливые художники и критики конца девятнадцатого — начала двадцатого века ломали голову над секретами и тайнами, связанными со славой знаменитого австрийца, но прежде всего — над фантастической популярностью Макарта в Петербурге.
Это модное веяние было всеобъемлющим и всеохватывающим. Оно затронуло не только собственно живопись, но и оформление жилого интерьера, костюм и ювелирные украшения. Насмотревшись на репродукции картин Макарта (оригиналы были недоступны), петербуржцы стремились воссоздать у себя дома обстановку, увиденную на полотнах. А светские дамы северной столицы постоянно стремились привнести как в интерьеры, так и в свою внешность аксессуары, которые сделали бы их похожими на героинь венского виртуоза.
Семирадский во многом превосходил Макарта. В обстановке повышенного интереса публики к костюмам, интерьерам и атрибутам повседневной жизни и рождались крупноформатные полотна на историческую тему. Стало модным располагать предметы в живописном беспорядке, художники напряженно искали формулу наибольшей привлекательности групп вещей для человеческого глаза. Отсюда был один шаг до создания обширных панорам и диорам, в которые включались подлинные предметы.
Семирадский живо интересовался новейшими концепциями жилого интерьера, стилями декоративно-прикладного искусства. Он взял у современных ему исторических живописцев все лучшее. Художник проявлял завидную фантазию, умело компонуя свои полотна, был очень внимателен к архитектурной теме, предметам быта, которые он объединял в живописные композиции. Сосуды, драпировки, оружие располагались по таинственным законам привлекательности и загадочности. В этом отношении Семирадского можно сравнить не только с его талантливым соотечественником Станиславом Хлебовским, но и с русскими академистами: Ильей Репиным, Василием Поленовым и Иваном Крамским.
Если исторические полотна Хлебовского были более камерными, то Семирадский стремился к созданию больших, почти гигантских холстов. К историческим полотнам эпохи академизма часто применяют термин «машинерия». Под этим словом подразумевается совокупность взаимосвязанных сложных композиционных конструкций. Обращаясь к теме Греции и Рима, мастера исторического жанра располагали разные предметы в виде эффектных живописных композиций, которые можно было читать, словно книги. Именно такие грандиозные по масштабам полотна и создавал Семирадский.
В числе его самых известных холстов мы находим такие картины, как «Римская оргия», «Грешница», «По примеру богов», «Похороны русса на Волге, близ города Булгар», «Таенец среди мечей», «Христос у Марфы и Марии» и многие другие полотна, поразившие современников мастерством и знанием истории.
Посетители Русского Музея всегда обращают внимание на картину «Фрина на празднике Посейдона» (1889). Эта многофигурная композиция отсылает нас к известному мифологическому сюжету. Не могут не поражать масштабы полотна и тщательность живописной отделки каждой детали.
Сегодня работы Семирадского включены во многие книги по истории академической живописи Европы и по теории историко-мифологического жанра в изобразительном искусстве. Его имя часто упоминается в книгах о передвижниках и русской академической живописи.
Семирадский скончался в 1902 году в своем имении Стршалкове близ Радомска.
Источник: Gazeta Petersburska, №13-14 (151-152), 2012
ИСКУССТВО ГЕНРИКА СЕМИРАДСКОГО
В истории русской академической живописи имя Генрика Семирадского занимает особое место. Он прославился выдающимися достижениями в области исторической и религиозной живописи.
Андрей Петрович Дьяченко
Андрей Петрович Дьяченко (р. 1956) родился в семье военного врача. Окончил 232-ю среднюю школу г. Ленинграда (ныне Вторая Санкт-Петербургская гимназия). Учился в Педагогическом Университете им. А.И. Герцена и в Потсдамском Университете.
Публикуется по вопросам изобразительного искусства с 1987 года. С 1985 по 1995 год разрабатывал экскурсионные маршруты по теме «Зарубежные художники в Петербурге». В 1985-1986 гг. разработал тематическую экскурсию «Деятели польской культуры в Санкт-Петербурге», за которую был награжден памятным призом Варшавского Института энергетики. ł99 egz
В 1985 году опубликовал свою первую книгу - «Искусство ГДР» (на немецком языке, в соавторстве). Всего им опубликовано свыше 500 статей по изобразительному искусству России и зарубежных стран, а также художественной литературе. Всего им опубликовано 5 книг, последней из которых ...