Выпуск 15
Искусство
Рафал Ольбинский. Искусство метафоры.
«Творчество Рафала Ольбинского удивительным образом сочетает правдивость, фантазию и смелость. Технически совершенное, эмоционально наполненное оно представляет собой один из самых выдающихся образцов среди современных форм искусства», – так написал о художнике писатель Ричард Бургин. - Ольбинский как художник сотворил свой мир, и это, конечно, наивысшая похвала. Собственный мир – это нечто более значительное, чем собственный стиль. Для этого недостаточно даже собственной тематики. Нужно иметь смелость, мощь и быть sui generis – единственной в своем роде планетой»,
Рафал Ольбинский родился в Кельце 21 февраля 1943 года. «Мое детство было благополучным и очень счастливым. То, чему мы научились в детстве, имеет большое значение для нашей взрослой жизни. От тех «аккумуляторов» мы подзаряжаемся всю жизнь. Моя «зарядка» была неплохой, раз до сих пор питает мое творчество». Окончив в родном городе лицей, он поступил на архитектурный факультет Варшавского политехнического университета, который окончил в 1969 году. Среди его преподавателей были выдающиеся польские архитекторы Богдан Пневский, Ежи Хрыневецкий, Ян Богуславский. «Они были для нас богами. Мы верили, что и у нас будет возможность путешествовать по миру, увидеть Рим, Лондон, Париж, Нью-Йорк». Уже в студенческие годы Ольбинский рисовал плакаты, оформлял обложки музыкальных пластинок, занимался иллюстрацией. В 1970-1980 годах он был графическим редактором польского музыкального журнала «Jazz Forum».
В 1981 году как участник выставки плакатов Ольбинский поехал в Нью-Йорк и остался в США на тридцать четыре года. Эмигрировать не собирался, но политические события в ПНР, введение военного положения не позволили ему вернуться на родину. В США он очень быстро стал востребованным плакатистом и иллюстратором, сотрудничал с американскими журналами «The New York Times», «Time», «Newsweek», «Business Week», немецкими «Der Spiegel» и «Stern».
Свои первые плакаты Ольбинский нарисовал еще во время учебы в Политехническом. В 1976 году его работа получила первый приз на конкурсе Института прав человека в Страсбурге. «Хороший плакат – это восклицательный и вопросительный знак. Восклицательный знак – мощный образ, который выделяется из тысячи других и притягивает внимание зрителя. А под знаком вопроса скрывается удивление», – объясняет Ольбинский.
Как плакатист он получил более ста пятидесяти наград, среди них такие престижные, как Золотая и Серебряная медали, присуждаемые Союзом иллюстраторов Нью-Йорка и Лос-Анджелеса за лучшую работу года, и награда Клуба арт-директоров Нью-Йорка. «Плакат – это интеллектуальный вызов», – говорит художник.В 1994 году Ольбинский победил в парижском конкурсе «Prix Savignac», получив так называемый международный «Оскар», как автор самого значительного плаката года, и приз журнала «Creative Review» за лучшую иллюстрацию в Великобритании. В 1995 году его плакат одержал победу в конкурсе «Нью-Йорк – столица мира» (к участию в нем были приглашены только двенадцать известных художников и иллюстраторов). В следующем году американское информационное агентство заказало Ольбинскому проект плаката на двадцатипятилетие Дня земли, а в 2000 году власти Нью-Йорка обратились к нему с предложением создать плакат на тридцатилетие Дня земли.
В его творческом портфолио помимо обложек журналов и иллюстраций антивоенные, социальные, рекламные постеры, многочисленные плакаты фестивалей и концертов, оперные и театральные афиши. Наследуя мощной традиции польского плакатного искусства, мастер создает свой собственный узнаваемый язык. «Для своего художественного высказывания я выбрал сюрреализм, но он не абсурдный, а символистский, метафорический. В сюрреализме я ищу символизм», – говорит художник.
Ольбинский автор впечатляющей галереи оперных афиш – сорок названий, среди них «Травиата», «Макбет», «Волшебная флейта», «Дон Карлос», «Фальстаф», «Дон Жуан», «Риголетто», «Аида», «Евгений Онегин», «Самсон и Далила»» «Электра», «Тоска», «Кармен», «Енуфа», «Мадам Баттерфляй», «Богема», «Манон Леско», «Лючия ди Ламмермур», «Кавалер розы», «Сказки Гоффмана», «Пеллеас и Мелизанда». Каждая из этих работ результат глубокого осмысления хитросплетений сюжета, драматургии повествования, истории и психологии героев. «Оперы рассказывают о человеческих драмах, о любви, ревности, мести. Отправной точкой в этой работе для меня всегда становится либретто». Работая над созданием афиш, художник многократно читал либретто. Черно-белые наброски появлялись позже и лишь потом создавались холсты. Вот что говорит сам мастер: «Моя работа требует знаний, которые я продолжаю накапливать. Процесс приобретения знаний, пожалуй, самое интересное. […] Философ Бертран Рассел считал, что нас делает людьми потребность в знаниях, любви и эмпатии». Листая альбом «Ольбинский и опера» не перестаю восхищаться, как блистательно художник всякий раз справляется со сложной задачей представить в визуальном воплощении сложное оперное либретто главной мыслью, идеей, интригой. Иногда художник еще и играет со зрителем, цитируя произведения старых мастеров в некоторых оперных плакатах.
Мировое оперное наследие – притягательный материал для такого художника, как Рафал Ольбинский. Не случайно в 2002 году в Оперном театре Филадельфии состоялся его дебют в качестве сценографа оперы «Дон Жуан», получивший высокую оценку авторитетных обозревателей «The New York Times» и «Philadelphia Inquirer». В 2003 году он создал декорации для одноактной оперы «Путешествие в Реймс» Россини для Варшавской Национальной оперы, в 2011 году был сценографом музыкальной монодрамы «Дива в аренду» Ежи Снаковского. Работа Ольбинского воспроизведена на противопожарном занавесе в новом здании Подлясской Оперы и Филармонии в Белостоке.
Двадцать лет назад художник сосредоточился на живописи. «Все мое творчество литературоцентрично», – объясняет он. Ольбинский не раз говорил о влиянии, которое оказала на него русская, немецкая, французская литература. «Я рассказываю истории через картины и метафоры, которые могут найти отклик в воображении зрителя, как это случилось с поэтом Йеном Дэвидом Лукинсом. […] Подлинное искусство в некотором смысле отражение и итог наших переживаний и впечатлений после прочтения книги, просмотренного фильма, прослушанной музыки. Чтобы показать то, что накопилось во мне за все эти годы и открыть себя по-новому я отошел от коммерческого искусства и обратился к живописи. Вся наша жизнь это поиск себя. Мое творчество своего рода путешествие вглубь себя», – говорит художник.
Пять лет назад Ольбинский вернулся в Польшу и теперь живет Варшаве, занимается живописью в мастерской на Старувке. На вопрос, почему он предпочел Нью-Йорку Варшаву, художник ответил: «Я люблю Европу, которая может предложить гораздо больше, чем Соединенные Штаты. В США я мог жить только в Нью-Йорке. Это потрясающий город, в который иp разных стран приезжают люди с багажом опыта и талантами. Нью-Йорк научил меня толерантности».
Рафал Ольбинский создал универсум визуальных метафор и собственной эстетики, его искусство полно смыслов, загадок, иронии. «Поэтический юмор явление крайне редкое в изобразительном искусстве. У Рафала Ольбинского есть этот дар», – говорит о нем Андре Парино, президент Международного салона искусства в Париже.
Ольбинский реализовался не только как художник, иллюстратор, дизайнер, сценограф. Он несколько лет преподавал в нью-йоркской Визуальной школе искусств. В 2007 году в Польше был опубликован сборник его прозаических миниатюр «Двенадцать рассказов», им же оформленный. В 2016 году издана «Галерея сказок» – художественно-поэтический проект для детей, созданный Рафалом Ольбинским вместе с Михалом Завадка.
В США и Европе вышло несколько книг, посвященных творчеству Рафала Ольбинского. В 2002 году итальянский город Фонди присудил Ольбинскому премию «Divina Giulia» за выдающийся вклад в мировое искусство. Среди польских наград Ольбинского Золотая медаль «Gloria Artis» (2006) и Офицерский Крест Ордена Возрождения Польши (2012).
Произведения Рафала Ольбинского находятся в собрании Смитсоновского института, в Библиотеке Конгресса США, в Музее Сантори в Осаке, Музее современного искусства в Тояме, Иерусалимском музее, Национальном музее в Варшаве, Музее современного искусства в Лахти, во многих частных и корпоративных коллекциях в Европе, США, странах Южной Америки, Японии, Сингапуре.
Персональные выставки художника в разные годы состоялись в Европейском Парламенте в Страсбурге, в Штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже, Библиотеке Конгресса США, Фонде Карнеги и Галерее Линкольн-центра в Нью-Йорке, в Музее искусств города Колумбия, в Доме Вилли Брандта в Берлине, Музее плаката в Вилянове, в Королевских Лазенках, Историческом музее Вроцлава, Городском музее Лодзи, Национальном музее в Кельце, в нью-йоркских галереях «Nahan Galleries» и «Andre Zarre Gallery», в японской «Nihon Garu Gallery» и многих других. Его картины многократно показывались на международных арт-выставках и Салонах искусства.
В июле и в августе этого года в краковском Дворце искусств прошла большая выставка работ художника исключительно из частных польских собраний под названием «The Virtue of Ambiguity» («Преимущество двузначности»). В четырех залах Дворца было представлено девяносто две картины мастера. Фоторепортаж, сделанный на вернисаже 12 июля 2018 года, можно посмотреть по ссылке: https://kmaslow.jimdo.com/olbinski/
В 2018 году Рафал Ольбинский отметил семидесятипятилетие. Недавно художник закончил работу над альбомом «Olbiński. Ars picturae», в который вошли семьдесят сонетов, написанных поэтом Йэном Дэвидом Лукинсом под впечатлением от живописи мастера. Этот двуязычный художественно-литературный проект подарит почитателям художника возможность по-новому взглянуть на его творчество. Презентация издания состоялась 11 октября 2018 года в Большом театре в Варшаве.
Фотографии Константина Маслова
2018