Выпуск 17
Искусство
Якуб Орлинский и его диск «Anima Sacra»
22 февраля 2019 года в московском концертном зале «Зарядье» состоялся незабываемый концерт польского контратенора Якуба Юзефа Орлинского, впервые приехавшего в нашу страну. Он исполнил фрагменты из ораторий «Самсон», «Иеффай» и «Мессия» Георга Фридриха Генделя, «Stabat Mater» Антонио Вивальди, а также рождественский мотет Франческо Николы Фаго «Tam non splendet sol creatus», прозвучавший в России впервые. В октябре 2018 года был выпущен первый сольный альбом Орлинского под названием «Anima Sacra» («Сакральная душа»), записанный им совместно с замечательным ансамблем «Il Pomo d’Oro» под управлением Максима Емельянычева. Диск получил высокую оценку мирового музыкального сообщества.
Послушайте фрагменты некоторых выступлений Орлинского вместе с оркестром«Il Pomo d’Oro»:
https://www.youtube.com/watch?time_continue=14&v=CzF11RsxcWghttps://www.youtube.com/watch?time_continue=14&v=CzF11RsxcWg
https://www.youtube.com/watch?v=g8Ue_7Tg08c&list=RDCzF11RsxcWg&index=2
Якуб Юзеф Орлинский родился 8 декабря 1990 года в Варшаве в семье, в которой, как он сам говорит, «почти все живописцы, архитекторы, графики или скульпторы». Его мать известная художница Богна Чеховская. В школьные годы он тоже занимался рисованием и живописью. В доме всегда звучала музыка. В детстве Якуб почти случайно попал в любительский хор «Gregorianum» и остался в нем на одиннадцать лет, в его составе много гастролировал. Умения и знания, полученные в хоре, впоследствии ему очень пригодились. Именно в те годы он полюбил ренессансную музыку.
Несколько лет тому назад Орлинский окончил варшавский Музыкальный университет имени Фридерика Шопена, где его педагогом была профессор Анна Радзеевская, которая верила в его силы и очень поддерживала. Несмотря на одаренность, его путь не был простым. Чтобы оплачивать обучение в университете, он подрабатывал моделью и танцовщиком в рекламных компаниях. Учеба была трудной, ему долго не давались колоратуры. «До университета у меня не было музыкального образования, я лишь пел в любительском хоре. Я не имел представления о разнообразных техниках пения и музыкальных аспектах, которые были известны другим студентам. Мне понадобился почти год, чтобы выучить первую генделевскую арию. Приходилось постоянно делать скучные упражнения, чтобы научиться петь трели, чтобы появился объем! Нужно быть терпеливым. Вторая ария далась мне намного проще! Но я продолжаю упражняться, мне нравится, когда я начинаю делать то, чего не мог раньше», – сказал он в одном из интервью.В программе «Оперная академия» в варшавской Национальной опере с Орлинским занимались Эйтан Пессен и Маттиас Рексрот. В 2017 году он получил диплом всемирно известной Джульярдской школы в Нью-Йорке, в которой учился у Эдит Винс. «Я находился в школе целыми днями, с восьми утра до полуночи. Учиться было сложно, но мне это нравилось».
Орлинский - лауреат нескольких престижных вокальных конкурсов по обе стороны Атлантики, среди которых Прослушивание национального совета театра «Метрополитен-опера», Конкурс ораторий нью-йоркского Общества ораторий имени Линдона Вудсайда, Международный конкурс вокалистов имени Марчеллы Зембрих-Коханьской в Нью-Йорке, Конкурс имени Станислава Монюшки в Национальной опере в Варшаве, Вокальный конкурс «Debut» в Германии.
Якуб с ранних лет полюбил музыку Томаса Таллиса, Джованни Пьерлуиджи да Палестрина, Томаса Луиса де Викториа, чьи духовные сочинения пел в хоре. Позднее к этим именам добавились Вивальди, Гендель, Фаго, Хассе, Зеленка. Его натуральный голос бас-баритон, и сначала он даже не знал о существовании такого типа голоса, как контратенор. Но петь контратенором ему очень понравилось, потому что этот регистр позволял ему передать слушателям именно то, что он хотел сказать. «Именно в этом голосе содержатся мои эмоции и музыкальность», – говорит Орлинский. Лишь после поступления в Музыкальный университет он открыл для себя барочные сочинения, исполнение которых, по его словам, доставляет ему огромную радость. «Я люблю музыку в стиле барокко. Для ее исполнения нужно очень многому научиться. Вы должны уметь петь красивые медленные музыкальные фразы, владеть колоратурой». Кстати, колоратуре он учился, слушая Чечилию Бартоли. «Я был заворожен тем, как она это делает», – признался Якуб обозревателю Мэтью Гуревичу.
Взлет Орлинского на музыкальный Олимп был стремительным, сейчас его с нетерпением ждут на фестивальных площадках, в знаменитых театрах и в лучших концертных залах мира. В его репертуаре партии Оримено в «Эрисмене» Кавалли, Амура в «Венере и Адонисе» Блоу, Ринальдо в одноименной опере, Нарцисса и Оттона в «Агриппине», Руджеро в «Альцине» Генделя, а также оратории этого композитора, сочинения Вивальди, песни Перселла. Он принимал участие в постановке оперы нашего современника Джонатана Дава «Полет».
Уже несколько лет Орлинский дает концерты барочной музыки вместе с прославленными коллективами. «Мне нравится петь сольные концерты с камерными ансамблями, хотя в этом есть свои сложности. В опере вы до конца остаетесь одним персонажем, а в концерте должны показать все, на что способны как артист, даже если поете всего час». Сольные концерты Орлинского состоялись в Уигмор-холле, Линкольн-центре, Карнеги-холле, Барбикан-холле, Королевской капелле и во Дворце в Версале, замке ’с-Гравенвезел, концертном зале Варшавской филармонии и Королевском замке в Варшаве, он выступал на фестивалях – в Карлсруэ, Сен-Поль-де-Вансе, Экс-ан-Провансе, Жироне («Ночи классики»), Лакосте (Фестиваль искусств в замке Пьера Кардена). И это лишь краткий список его выступлений. В этом сезоне он продолжит мировое турне с барочным ансамблем «Il Pomo d’Oro», промотирующее диск «Animа Sacra». В августе 2019 года состоится дебют Орлинского в роли Эустазио в опере «Ринальдо» Генделя на Глайндборнском оперном фестивале. «Барочный стиль – это свобода и страсть. […] Я обожаю ощущение свободы. Голос – удивительный инструмент, который звучит по-разному почти каждый день. Но бывают моменты, когда ты чувствуешь себя абсолютно свободным, понимаешь, что можешь сделать со своим голосом все, что захочешь, и это дается тебе легко. Это самые замечательные моменты в жизни певца».
Читателям будет интересно узнать, что Орлинский не только поет, но и профессионально танцует брейк-данс – в этой сфере он также не раз был отмечен и удостоен наград. «Брейк-данс – прекрасная гимнастика для моего тела и ума. Он дает мне отдых от оперы и классики. Я каждое утро разогреваюсь брейком перед тем, как начинаю распеваться. […] В брейк-дансе нужно быть очень собранным, а в пении необходимо полностью контролировать расслабленные мышцы. Мне так нравилось и петь, и танцевать, что я решил продолжать и то, и другое. К тому же, режиссеры ценят дополнительные навыки», –говорит Орлинский.
Вернемся теперь к дебютному сольному альбому Орлинского, в который вошли сочинения Николы Фаго, Иоганна Давида Хайнихена, Доменека Террадельяса, Франческо Фео, Доменика Сарро, Яна Дисмаса Зеленки, Иоганна Адольфа Хассе, Гаэтано Мария Скьясси и Франческо Дуранте. Большинство из них творили в Неаполе и Дрездене. [...]Это сакральные сочинения, созданные в период, охватывающий около пятидесяти лет – с 1709 до конца 1750-х. Некоторые из них испытали влияние оперного стиля. Друг Орлинского Яннис Франсуа, представляя диск, написал: «Когда Якуб попросил меня помочь ему подготовить репертуар для его первого сольного альбома, первой мыслью, которая пришла нам в голову, конечно, была подборка оперных арий. Но со временем мы поняли, что для его голоса и первой записи нужно что-то более необычное. Сакральная музыка показалась мне идеальным материалом еще и потому, что голос Якуба, отличающийся почти ангельской чистотой, совершенно особенный, словно «излучающий свет». Это голос, производящий глубокое впечатление на слушателя, его звучание как музыкальный инструмент, трогающий душу. […]
Вот что рассказывает сам исполнитель в предисловии к диску: «Сакральная музыка оказала на меня большое влияние. […] Она завораживает меня, ведет со мной разговор, вдохновляет, благодаря ей я стал тем, кем сейчас являюсь. Это мой первый сольный альбом, и он довольно амбициозный. Благодаря моему другу Яннису Франсуа, нашедшему и обработавшему почти все представленные в альбоме сочинения, у нас появилась возможность включить в него записи, ставшие мировой премьерой. Процесс был долгим и трудным, но чрезвычайно увлекательным. Яннис обнаружил более двадцати манускриптов неизвестных отрывков. […] Из этих фрагментов мы отобрали самые любимые, которые вы найдете в этом альбоме. Может показаться, что альбом с сакральной музыкой адресован людям религиозным, но это не так. Я выбрал эти отрывки, поскольку верю в то, что эта музыка трогает душу. Название альбома ассоциируется с чем-то небесным, возвышенным. Я приглашаю слушателей совершить духовное путешествие. Этой музыкой мне хотелось пробудить в них особенные эмоции, предложить глубже заглянуть в себя, подарить им мгновения отдохновения и благодати и в тоже время вдохновить на новые мысли и чувства».
Текст статьи дается в сокращении