Выпуск 28
Искусство
Неманская нить. От «J. Stolle» до «Немана»
В Большой каменной оранжерее музея-усадьбы «Кусково» до конца марта 2022 года можно увидеть произведения из стекла в стиле art déco знаменитого завода Юлиуcа Столле «Неман» в Белоруссии
История предприятия началась в 1883 году, когда помещик Зенон Ленский обратился с прошением к российским властям разрешить «устроить на лесной даче имения [своего] Заенчицы завод для выделки стекла и стекольной посуды». Спустя два года завод значился в описи фабрик и заводов Лидского уезда Виленской губернии, как гута З. Ленского, производящая бутылки, с годовым доходом две тысячи рублей.
В 1891 году помещик счел более выгодным сдать предприятие в аренду специалистам-стекольщикам Юлиусу Столле и Вильгельму Краевскому, прежде уже работавшим на стекольном производстве. Опытные и талантливые художник и инженер-технолог положили начало процветающему стекольному и хрустальному производству под названием «Столле-Краевский». Они закупили за границей современное оборудование, наняли квалифицированных польских мастеров и рабочих из близлежащих деревень и запустили производство лампового стекла, столовой и аптекарской посуды.
Модернизировав предприятие, владельцы начали производить хрусталь. Не прекращая арендовать завод Ленского, предприниматели построили поблизости собственный завод и основали фабрику оконного стекла в Ганцевичах. В 1897 году на гутах, выпускающих посуду и эксклюзивные изделия, работало почти восемьсот человек. Для связи между заводами была проложена телефонная линия. Обороты предприятия росли. В 1899 году Столле и Краевский выкупили завод Ленского, а год спустя купили еще одну стекольную гуту, находящуюся по соседству, в Берёзовке.
После безвременной кончины Вильгельма Краевского в 1905 году Юлиус Столле, выплатив долю вдове компаньона, становится единоличным владельцем преуспевающего заводского объединения. Он приглашает из-за рубежа прославленных специалистов; от станции «Неман» Полесской железной дороги подводит к производству узкоколейку. В каталоге компании Ю. Столле «Niemen», выпущенном в 1911 году, представлено 1828 образцов изделий – столовая посуда, бокалы, фужеры, стаканы, вазы, подсвечники, сахарницы, солонки, масленки, креманки, флаконы. До Первой мировой войны гуты Столле производили сотни тысяч стеклянных ламп, более миллиона бокалов и рюмок в год; изысканные предметы роскоши. Представительства фирмы были открыты в Санкт-Петербурге и Москве, Одессе и Риге.
В начале войны на предприятии по государственному заказу было налажено производство изоляторов для русской армии, однако в 1915 году отступавшие русские войска подожгли заводы и склады с готовой продукцией… Успешное производство прекратило существование.
После окончания Первой мировой войны в 1919 году Польша обрела независимость. За выдающиеся боевые заслуги один из сыновей Юлиуса Столле Феликс был награжден польским военным орденом «Virtuti Militari». Другой сын, Эдвард, погиб под Радзымином (в Битве за Варшаву) во время Советско-польской войны. Несмотря на выпавшие испытания, в 1921 году – сто лет назад – семья Столле находит силы и средства на восстановление предприятия в Берёзовке, которое начинает работать под названием «J. Stolle i synowie» («Ю. Столле и сыновья»). На частично вывезенном до поджога 1915 года ценном оборудовании возобновляется выпуск стаканов, лампового и аптечного стекла, начинается производство изоляторов для польских железных дорог, почты и телеграфа.
С 1927 года завод возглавляют сыновья скончавшегося Юлиуса Столле – Бронислав в должности коммерческого директора, и Феликс, ставший техническим директором. Примечательно, что братья взяли в жены дочерей погибшего компаньона отца Вильгельма Краевского – Янину и Станиславу. Несколько их родственников работали в фирме, занимаясь бухгалтерией и производством. На должность главного инженера акционерного общества «Huty Szklane Juliusza Stolle Niemen S.A.» вновь был приглашен Герман Шалль, работавший у Столле с 1912 года. Его вклад в дело невозможно переоценить. В 1915 году благодаря прозорливости и организаторским способностям Шалля было спасено самое ценное оборудование, что позволило позднее возродить предприятие; в 1922 году Шалль реконструировал выработочную ванну печи, разработал новую конструкцию пресса, внедрил собственную технологию изготовления изоляторов; в 1934 по его технологии стали производиться рюмки на прессованных ножках из бесцветного и цветного стекла. Общими усилиями владельцам удалось значительно расширить ассортимент и увеличить производство, сделав предприятие одним из крупнейших в Польше, выпускающим доступную продукцию утилитарного назначения.
В начале тридцатых годов ХХ века братьями Столле было возобновлено производство изделий высокого художественного уровня. Десятилетие до начала Второй мировой войны было «золотым веком» завода семьи Столле «Niemen». В этот период создавались предметы из толстостенного стекла геометрических форм пастельных цветов – голубого, розового, бледно-зеленого, светло-желтого, фиолетового, горчичного – в стиле art déco. Их отличали изысканные формы и подчеркивающие силуэт широкие грани. Изделия отмечались наклейками или клеймом «J. Stolle». Продукция отличалась великолепным качеством, была современной и не слишком дорогой. В наше время элегантные вазы, лампы, сахарницы, пепельницы имеют большую ценность и иногда появляются в антикварных салонах и на аукционах. Продукцию стеклозавода в Польской Республике продавала крупная фирма Якуба Гросса, занимавшаяся торговлей фарфором, стеклом и осветительными приборами. Изделия завода экспортировались в Англию, Францию и ее колонии, в США и Канаду, Аргентину, на Ближний и Дальний Восток. Представительства фирмы были открыты в Варшаве, Вене, Лондоне.
Пятая часть всего стекольного импорта Польши обеспечивалась заводом «Niemen». В середине тридцатых фирма имела финансовые возможности улучшить условия жизни своих работников: в Берёзовке были построены детский сад, школа, дом опеки матери и ребенка, жилые дома, магазин, пожарная служба, а для досуга был открыт дом просвещения с библиотекой, организован хор и духовой оркестр пожарных. Семья Столле также выделила средства на строительство костела Сошествия Святого Духа.
К престижным произведениям тридцатых годов, которые можно увидеть на выставке в воксале Большой оранжереи усадьбы «Кусково», относится ваза-жардиньерка из светло-зеленого прессованного стекла. Каждая из двух ее частей могла использоваться отдельно – как салатник и ваза, а в собранном виде представляла собой декоративную композицию. Она была создана художником Михалом Титковым. Другими ценными экспонатами в стиле art déco, представленными на выставке, являются вазы из цветного толстостенного стекла с резьбой, доработанные вручную.
«Niemen» выполнял эксклюзивные заказы, к примеру, изготовил настольную лампу из стекла пяти цветов с изображением варшавского Королевского замка и колонны короля Сигизмунда для резиденции президента Польской Республики Игнация Мостицкого. В 1929 году Мостицкий лично посетил Берёзовку и осмотрел производство.
В 1935 году на заводе «Niemen» был создан сосуд из голубого стекла для сердца Маршала Польской Республики Юзефа Пилсудского, которое, по его желанию, было захоронено в серебряной урне вместе с прахом матери Марии Биллевич-Пилсудской на кладбище Росса в Вильно под гранитной плитой с надписью «Мать и сердце сына».
----------------
Вторая мировая война положила конец успешной деятельности всемирно известной польской фирмы Юлиуса Столле и его сыновей. В 1939 году она была национализирована советскими властями. Кроме того, в 1940 – 1941 годах на Дятьковском хрустальном заводе и на заводе «Красный гигант» было запущено производство предметов для сервировки стола по моделям каталога фирмы «Ю. Столле и сыновья».
Владельцев завода постигла трагическая участь. Бронислав Столле был арестован НКВД и умер в 1941 году в лагере под Архангельском, судьба Феликса не ясна до сих пор. Известно лишь, что он отказался сотрудничать с советскими властями и оказался в тюрьме в Барановичах. Их семьи были вывезены в Красноярский край. Руководство предприятием на короткое время взял в свои руки старший сын Феликса Станислав, которого дед прочил на должность директора после окончания им Технического университета в Берлине. Он и его шестнадцатилетний брат Лех вступили в ряды Армии Крайовой. Станиславу впоследствии удалось спастись, он вернулся в Берлин, получил диплом, перебрался в американскую зону и позднее эмигрировал в Австралию, где умер в 1987 году. Лех был арестован НКВД, осуждён Особым совещанием, более десяти лет провел в Карагандинском лагере, вернулся в Польшу в 1955 году в дистрофическом состоянии. Спустя сорок лет, перед смертью, он продиктовал дочери воспоминания о пребывании в советском лагере. Янина и Станислава Столле вернулись из Сибири в Польшу в 1946 году. Дочь Феликса и Станиславы Прима скончалась в ссылке под Красноярском.
Захватившие завод в 1941 году немцы всю продукцию вывозили в Германию, до тех пор, пока его в 1943 году не сожгли советские партизаны.
------------------
В 1945 году начался новый этап деятельности завода под названием «Неман», восстановленного советскими властями на территории Гродненской области Белорусской ССР. Сначала был налажен выпуск оконного и лампового стекла. Приезд на завод большого числа рабочих разрушенного фашистами стеклозавода «Красное знамя» позволил возобновить выпуск прикладных изделий по столлевским образцам – конфетниц, креманок, розеток, вазочек, салфетниц, стаканов, рюмок, селедочниц, салатников. На них ставилось клеймо «НЕМАН». Примером продукции пятидесятых годов является показанный на выставке в «Кусково» винный комплект (графин, поднос и кубки) из стекла рубинового цвета с резьбой и шлифовкой.
Расцвет творческой деятельности советского завода «Неман» начался в конце пятидесятых годов, в период Оттепели. На Всемирной выставке «Экспо-1958» в Брюсселе представленный заводом туалетный набор «Аметист» художницы Галины Исаевич был награжден Бронзовой медалью.
В 1959 году на завод пришли молодые специалисты, выпускники Ленинградского высшего художественно-промышленного училища им. В.И. Мухиной Владимир Мурахвер и его жена Людмила Мягкова. Мурахвер трудился на заводе более сорока лет, в 1966 году стал главным художником предприятия. В 1973 на этом посту его сменила супруга и соратник.
Наставником Владимира Семеновича в Мухинском училище был специалист по стеклу Борис Александрович Смирнов. «Мы учились в переломное время. Страна приподнимала «железный занавес», рушились сталинские устои. Мы впервые увидели иллюстрированные западные журналы, у нас появилось какое-то представление о современном дизайне», – вспоминал Мурахвер.
В шестидесятые и семидесятые годы на заводе стали работать талантливые художники-новаторы, создавшие немало интересных произведений – представители ленинградской школы Владимир Жохов и Валентина Дзивинская; таллинцы Сильвия Раудвеэ и Керсти Вакс; минчане Татьяна Малышева, Ольга Сазыкина, Галина Сидоревич, Василий Самохвалов, Валентина Сучкова, Анатолий Федорков, Алена Ткачева и Сергей Шетик. Они превращали предметы обихода в произведения искусства. Благодаря этим творцам возник новый стиль художественного стекла, многие их произведения демонстрировались на международных выставках и ярмарках – в Познани, Монреале, Дамаске, Загребе, Вене, Будапеште, Сиднее, Москве, Париже, Дюссельдорфе, Измире, Салониках, Варшаве – и получили престижные награды.
На счету Владимира Мурахвера более тысячи авторских изделий с использованием разнообразных технологических приемов. «Стекло – волшебный материал, –говорил он. – Ему пять тысяч лет. Говорят, что архитектура – это застывшая музыка. В первую очередь, это относится к стеклу. Изделие из стекла музыкально. Оно звучит. Только надо уметь слушать. Или звенит первая струна, или играют басы…» Мурахвер любил гутную технику и постоянно экспериментировал, в частности, разработал технологию наливного прокатного моллирования, позволяющую создавать сложные произведения небольшими тиражами.На выставке она представлена композициями «Силы земные», «Гута», «Лик». А как изящны его «Выдувальщики», напоминающие музыкантов!В коллекции стекла музея «Кусково» находится хрустальная ваза «Юность» с резьбой, созданная Мурахвером в 1967 году. Ее можно увидеть до конца сентября 2022 года на экспозиции «Страницы истории», подготовленной к 100-летию музея «Кусково».
Людмила Мягкова создавала как массовые, так и авторские малотиражные изделия. Она также отдавала предпочтение гутной технике и выдуванию в форму. Неповторимы ее декоративная бутыль «Хоровод» (1969), комплекты «Бубновый» (1970) и «Цветы на асфальте» (1985). Прекрасен спроектированный Людмилой Михайловной в 1985 году сервиз «Белорусский». Лаконичными формами и цветом напоминающий традиционные глиняные изделия, он выполнен из цветного стекла в гутной технике с матированием.
Сильвия Раудвеэ занималась проектированием массовых изделий, но бытовые предметы в ее исполнении при всей своей простоте отличались благородными строгими формами. Посетители выставки увидят ее комплект для воды из бесцветного граненого хрусталя, состоящий из графина и стаканов (1960-е).
На выставке можно увидеть хрустальную композицию Владимира Жохова «Беловежская пуща», а также его блюда из двухслойного стекла с рельефом «Красная птица» и «Цветы». На заводе он занимался созданием гутной пластики малых форм.
Семидесятые годы ХХ века стали временем новых идей и ярких экспериментов. Художник Анатолий Федорков предложил метод декорирования изделий нитями сульфидного стекла, восходящий к венецианской филиграни, дополненной техникой прочесывания. Его композиция «Цветы» из сульфидного и бесцветного стекла со ставшей фирменной «неманской» нитью получила Гран-при Международной выставки «Яблонец-1973» в чешском Яблонце-над-Ниссой. Произведение и диплом находятся в кусковском музее и экспонируются на юбилейной выставке «Страницы истории». А в воксале Большой оранжереи представлены декоративные блюда, ваза и композиции «Московские купола» (1976) и «Цветы молодости» (1977).
Абстрактные и метафорические образы рождались у Татьяны Малышевой («Отражение», «Пламя», «Вертикаль») и Ольги Сазыкиной. Первая возродила забытую технику декорирования «кракле», вторая предложила технику декорирования стекла на основе оттисков натуральных фактур.
На излете советской эпохи на заводе работало около пяти тысяч человек, внедрялись новые технологии. В 1991 году его произведения показывались на Международной ярмарке во Франции, на следующий год они были представлены в Италии. В изданном в 1993 году каталоге 350 образцов изделий.
Как известно, российские стекольные и хрустальные заводы со славной историей и давними традициями – «Красный гигант», «Красный май», «Ленинградский завод художественного стекла» – прекратили свое существование в конце ХХ – начале ХХI века. Несмотря на сложные экономические условия и высокую конкуренцию независимой Беларуси удалось сохранить завод «Неман». Открыт музей, с экскурсоводом можно посетить производство. Фирменные магазины под названием «Neman», предлагающие широкий выбор изделий из хрусталя, цветного и бесцветного стекла, открыты в Минске, Гродно, Могилёве, Гомеле, Пинске, Бресте, Бобруйске, Лиде и других городах. Летом 2021 года в Национальном художественном музее Республики Беларусь в Минске прошла выставка произведений Владимира Семеновича Мурахвера (1931 – 2017), приуроченная к его девяностолетию.
В 2023 году завод будет отмечать стосорокалетие. Надеемся, что в Берёзовке установят памятник Юлиусу Столле, создавшему преуспевающее предприятие, посвятившему ему жизнь и талант, и увековечат память его сыновей Бронислава и Феликса Столле, сумевших вывести продукцию завода на мировой уровень и безвинно погибших в советских застенках.
Иллюстрации:
1. Юлиус Столле с супругой Юзефой. 1914 (архив завода «Неман»);
2 – 3. Массовая продукция фирмы Ю. Столле «Niemen», 1930-е;
4. Жардиньерка. 1930-е. Автор – Михал Титков.
5. Малотиражные изделия фирмы Ю. Столле «Niemen» в стиле art déco;
6. Настольная лампа для президента Мостицкого, изготовленная на заводе Ю. Столле «Niemen», 1930-е;
7. Феликс Чеслав Столле. 1917 г. (архив семьи Столле);
8. Произведения Владимира Мурахвера. 1970 – 1980-е.
9. Произведения Людмилы Мягковой. 1960 – 1980-е.
10. Произведения Владимира Жохова. 1970-е.
11. Композиция «Цветы» Анатолия Федоркова, получившая Гран-при конкурса «Яблонец-1973»
12. Произведения Анатолия Федоркова. 1970 – 1980-е.
Фоторепортаж с выставки в музее-усадьбе «Кусково» Эвы Гараевой.
Неманская нить. От «J. Stolle» до «Немана»
Эва Гараева
Эва Гараева – переводчик с польского и английского языков, журналист, коллекционер, популяризатор польской литературы в России. Сотрудник ГМИИ им. А.С. Пушкина. В переводе Э. Гараевой вышло более 20 книг, среди них романы Мануэлы Гретковской, Марека Лавриновича, Эдварда Долника, произведения Катажины Грохоли, Кристины Кофты, Малгожаты Домагалик, труды искусствоведов Ежи Маевского, Малгожаты Омиляновской, Сары Карр-Гомм, Терезы Черневич-Умер и др. авторов.