Выпуск 29

Искусство

Художники польского происхождения на Антикварном салоне

Эва Гараева

В ноябре 2021 года в московском Гостином дворе прошел 47 Российский антикварный салон. Среди огромного разнообразия произведений искусства на салоне были представлены работы художников польского происхождения. 

Посетители, интересующиеся творчеством мастеров, живших в России, но связанных с исторической Польшей семейными корнями, духовными и интеллектуальными узами, имели возможность увидеть ряд первоклассных работ: «Сурамскую крепость», «Малый кавказский хребет близ Батума» и  другие произведения мастера горных пейзажей Ильи Занковского; один из вариантов картины «Христос благословляет детей» и эскиз росписи плафона под названием «Весна» (для особняка Ю.С. Нечаева-Мальцова)  Генриха Семирадского; рисунок «Самуил против Саула» Михаила Врубеля; изумительные полотна «Сигулда», «Золотая осень» и «Летний день. Пейзаж с речкой», а также акварели «Летний пейзаж» и «На Оке» Константина Крыжицкого; картины «Южная Швейцария», «Дорога в лесу», «Пасхальный натюрморт», «Северная усадьба»  Станислава Жуковского; «Античную сцену в антикварной лавке» и «Перед домашним алтарем» «пленника красоты» Стефана Бакаловича; сепию «Триумфатор» Вильгельма Котарбинского; «Кубистическую улочку» Алексея Бродовича; «Футуристическую композицию» Кирилла Зданевича; картину «Плакальщицы на желтом» Марии Стебельской – Маревны; литографию «Девушка с мандолиной» Тамары де Лемпицкой.

 Напомним биографии этих художников. 

салон1Илья Занковский (Заньковский) родился в 1832 году в польской семье. Получил военное образование, вольнослушателем посещал Императорскую Академию художеств.

По окончании обучения уехал в Тифлис,  где служил в Военно-топографическом отделе Кавказского военного округа, позднее преподавал в тифлисских художественных учебных заведениях. Занимался общественной работой, поддерживал отношения с поляками, проживавшими в Тифлисе. Художник много путешествовал по Кавказу и преимущественно писал горные пейзажи.

Работы Ильи Занковского экспонировались на выставках Кавказского общества поощрения изящных искусств. Полотно «Дорога в Кахетию» было куплено императором Александром III специально для Гатчинского дворца. Ныне произведения Занковского хранятся в Государственном Русском музее,  музеях Нижнего Новгорода, Одессы, Дагестанском музее изобразительных искусств и в частных коллекциях.

Илья Занковский умер в 1919 году в Тифлисе.

салон2Генрих Семирадский родился в 1843 в Ново-Белгороде под Харьковом в семье  поляка, врача по профессии, получившего российское потомственное дворянство. Генрих воспитывался в католических традициях, его родным языком был польский. Мальчик учился в гимназии в Харькове и по настоянию отца поступил на физико-математический факультет Харьковского университета, который окончил в 1864 году.

В том же году Семирадский поступил вольнослушателем в петербургскую Академию художеств, где обучался за свой счет. Спустя два года, показав большие успехи, он был переведен в ученики и неоднократно удостаивался наград. В 1870 году он окончил Академию с золотой медалью и получил право на заграничную поездку, как пенсионер. Побывав в Кракове, Мюнхене, Дрездене, он отправился в Италию и в 1872 году обосновался в Риме, с которым связал свою жизнь. «[…] Он увидел Рим и все перестало для него существовать. Это был его мир…», – вспоминала дочь художника.

салон3Семирадский – один из самых выдающихся мастеров академического направления, автор грандиозных многофигурных полотен, среди которых  «Фрина на празднике Посейдона в Элевзине», «Факелы Нерона», «Христианская Дирцея в цирке Нерона», «Грешница», «Танец среди мечей», и огромных занавесов для Городского театра в Кракове и Большого театра во Львове.

Его труды получили большое признание: он стал профессором Петербургской Академии художеств, был избран членом академий в Берлине, Стокгольме, Риме и Париже. Однако, получая заказы из России, художник не раз сталкивался с нападками со стороны русской интеллигенции. В частности, передвижник Г.Г. Мясоедов, узнав о приобретении «Фрины» императором Александром III, писал критику В.В. Стасову: «Я вижу, что в основании Русского музея лежит картина Семирадского, разве это русская картина?»

Генрих Семирадский скончался в 1902 году в своем польском поместье в Стшалкове. Его прах покоится в Крипте заслуженных в Костеле на Скалке в Кракове.

В Государственной Третьяковской галерее в 2022 году пройдет  ретроспективная выставка Генриха Семирадского. Польский институт изучения мирового искусства совместно с издательством «Tako» в 2021 году издал трехтомный каталог-резоне творчества художника.   

  

Михаил Врубель родился в Омске в 1856 году в семье потомственных военных. Его прадед-поляк, судья Белостокского воеводства, стал российским подданным после подписания Тильзитского мира.

Михаил учился в гимназиях Петербурга и Одессы, занимался рисованием в петербургском Обществе поощрения художников. Окончив с  золотой медалью Ришельевскую гимназию, он поступил на юридический факультет Петербургского университета, который не окончил, увлекшись столичной богемной жизнью и оперным искусством. 

Прислушавшись к советам своих друзей семьи Папмель, в 1880 году Михаил поступил вольнослушателем в Академию художеств, где его преподавателем был П.П. Чистяков. Несмотря на то, что художественные успехи Михаила поощрялись медалями, академии он не окончил.

В 1883 году Врубель с радостью согласился принять участие в реставрации Кирилловской церкви в Киеве. Это был важный этап в становлении его, как художника. Позднее он был привлечен к росписи барабана купола Софийского собора, Владимирского собора и других церквей.

В 1890 году начался московский период жизни Врубеля. Здесь он  познакомился с купцом и благотворителем Саввой Мамонтовым, который стал оказывать ему покровительство. Врубель оформлял спектакли в его частной опере, выполнял заказанные им майоликовые композиции и декоративные скульптуры, путешествовал с его семьей по Италии в качестве консультанта по искусству.

В последние годы жизни Врубель обратился к мифологическим сюжетам и образу Демона, который многократно переписывал. После женитьбы на оперной певице Н. Забеле и рождения сына художник работал в колоссальном напряжении, по четырнадцать часов в сутки. Прогрессировавшая болезнь и изматывающий режим привели к психическому срыву.

В конце жизни он подолгу лечился в психиатрических лечебницах, ослеп. Михаил Врубель умер в 1910 году в Санкт-Петербурге.

Константин Коровин так писал о своем друге: «Образование этого человека было огромно. Италию он знал всю, понимал и изучил ее. Я не видал более образованного человека. Врубель был славянин чистой воды <...> поляк, и в нем была утонченность великой Польши, утонченность, равная Франции. На вид иностранец, но душой славянин, сын несправедливо и больно угнетенной страны, с пеленой высокого культа, щегольским изяществом драгоценного легкомыслия, высоких порывов, влюбленных чувств, музыки, искусств, с праздником и задором в душе <...>»

В 2021 году в Государственной Третьяковской галерее проходит масштабная выставка творческого наследия Михаила Врубеля.

 салон4Стефан Бакалович родился в Варшаве в 1857 году в семье художника, специализировавшегося на исторической живописи, и известной актрисы.

Сначала мальчик обучался у отца и в Варшавской рисовальной школе, а в 1876 году был принят в Академию художеств в Санкт-Петербурге, где его успехи неоднократно поощрялись наградами. В 1881 году за дипломную работу – полотно на русскую тему – он был удостоен Большой золотой медали и получил пенсионерскую поездку в Европу.

После пребывания в Кракове и Париже, он приехал в Рим, в который влюбился и с которым не захотел расстаться. Он путешествовал по городам Италии, участвовал в археологических раскопках.

Художник писал картины на античные темы, предпочитая небольшой формат, и брал заказы на портреты. Его произведения отличаются совершенством письма, красотой колорита, лиричностью сюжетов.

С 1903 года Бакалович был членом общества «Захента» в Варшаве, до 1914 года участвовал в академических выставках в Петербурге.  В 1921 году в столице Италии состоялась его персональная выставка.

Художник скончался в 1947 году в Риме в возрасте девяноста лет. Работы Бакаловича находятся во многих музейных собраниях России и частных европейских коллекциях. 

Вильгельм Котарбинский появился на свет в 1848 году в Неборове под Варшавой в семье польского шляхтича, служившего у князей Радзивиллов.

Вильгельм окончил гимназию в Варшаве и в течение четырех лет занимался в рисовальном классе. Обучение живописи он продолжил в Риме в Академии Св. Луки, по окончании которой занимался живописью и давал частные уроки. В Вечном городе Котарбинский сдружился с Генрихом Семирадским и братьями Сведомскими, которые впоследствии пригласили его принять участие в росписях Собора Св. Владимира в Киеве.

С 1887 года жизнь Котарбинского была связана с Россией.  Работа над фресками в Киеве продолжалась до 1895 года. Котарбинский также оформлял  киевскую церковь Св. Александра Невского и церковь Св. Николая Чудотворца в Радомышле,  расписывал особняки в Киеве, Москве, Петербурге.

Главными темами его произведений были библейские, античные, исторические темы, аллегорические образы. Картина Котарбинского «Оргия» была куплена императором Николаем II.

В 1915 году Вильгельм Котарбинский получил звание академика Петербургской академии художеств. После Октябрьского переворота художник хотел вернуться на родину, но его планам не суждено было состояться – он скончался в Киеве в 1921 году. Часть его работ в те годы была утрачена.

Сейчас его произведения пользуются спросом на аукционах. В Киеве в 2021 году состоялся ряд мероприятий, приуроченных к столетию смерти Вильгельма Котарбинского.

салонКонстантин Крыжицкий родился в 1858 году в Киеве. Он происходил из состоятельной польской купеческой семьи. По окончании Киевского реального училища, поступил в Императорскую Академию художеств,  которую окончил в 1884 с малой золотой медалью. В 1889 году стал академиком, в 1900 – действительным членом Академии художеств.

Преподавал в Николаевском сиротском институте, участвовал в академических выставках и проектах Товарищества передвижных художественных выставок, его работы экспонировались в Париже и Мюнхене.

Крыжицкий автор более четырехсот картин. Художник работал не только маслом, но и акварелью, карандашом. Мастер черпал вдохновение в пейзажах Украины и видах окрестностей Петербурга. Полотно «Лесные дали» было приобретено у художника лично императором Александром III.

В 1911 году, не вынеся безосновательных обвинений в плагиате, Крыжицкий покончил с собой в своей мастерской в Санкт-Петербурге.

Его произведения хранятся в Государственном Русском музее, многие полотна и акварели находятся в частных коллекциях и время от времени появляются на антикварных салонах.

салон6Станислав Жуковский родился в 1873 году в Ендриховцах Гродненской губернии в обедневшей шляхетской семье, утратившей состояние после Январского восстания 1863 года, в котором принимал участие отец будущего художника.

В 1891 году Станислав Жуковский окончил Училище живописи, ваяния и зодчества в Москве. Его преподавателями были Исаак Левитан и Василий Поленов.

Жуковский путешествовал по средней полосе России с целью изучения  усадебной культуры, писал с натуры пейзажи, интерьеры и виды дворянских поместий, за что был назван «певцом русской усадьбы». С 1903 года художник участвовал в выставках передвижников. Две его картины были приобретены для Третьяковской галереи.

После Октябрьского переворота Жуковский работал в Комиссии по охране памятников, с 1919 по 1921 год жил в Вятке. На персональной выставке, состоявшейся в Москве в 1921 году, было представлено более семидесяти работ мастера.

Спустя два года художнику удалось уехать в Польшу.  Он преподавал в собственной школе живописи, в Варшаве и Кракове с успехом прошли его выставки. В 1944 году после подавления Варшавского восстания Жуковский был арестован гестаповцами и отправлен в концлагерь в Прушкове, где скончался в августе того же года.

 Илья Зданевич родился в 1894 году в Тифлисе в семье поляка, преподававшего французский язык. Его мать, грузинка по происхождению, была пианисткой, ученицей П.И. Чайковского.

Илья Зданевич получил юридическое образование в Петроградском университете. В столице вращался в артистической среде, общался с футуристами – художниками и поэтами. В 1913 году Зданевич заявил о себе, как основатель нового «универсального» направления в искусстве – «всёчества», написал ряд манифестов, в 1917 году  вместе с Н. Альтманом, Л. Бруни, Н. Пуниным и другими создал ассоциацию «Свобода искусству».

В 1918 – 1920 жил в независимой Грузии, был активным участником поэтической группы  футуристов «41°». Из Тифлиса Зданевич уехал  в Константинополь, позднее эмигрировал во Францию, где сделал артистическую карьеру. Работал под псевдонимом Ильязд.

Зданевич выпустил несколько сборников заумной поэзии, писал романы, открыл миру творчество Пиросмани, занимался изданием малотиражных коллекционных книг, оформленных выдающимися художниками.

Скончался в Париже в 1975 году.

 салон7Алексей Бродович родился в имении Оголичи Минской губернии в 1898 году, в весьма  состоятельной польской семье. Благодаря матери, художнице-любительнице, мальчик рос в артистической атмосфере. Он учился в Тенишевском училище в Санкт-Петербурге, а после окончания Пажеского корпуса в 1917 году был направлен в действующую армию. Вступив в Добровольческую армию, Бродович участвовал в боях против большевиков, был ранен.

В 1919 году вместе с женой бежал в Константинополь, позднее эмигрировал во Францию, где стал сотрудничать с антрепризой Сергея Дягилева в качестве декоратора и фотографа. Работал в рекламном бизнесе, в сфере дизайна, занимался графикой и иллюстрировал книги, в том числе издания Пушкина и Достоевского.

В 1930 году Бродович вместе с семьей переехал в Филадельфию, где стал преподавать дизайн и фотографию в художественном колледже. С 1934 на протяжении почти четверти века он занимал пост художественного  директора  влиятельного журнала «Harper’s Bazaar». Его находки в области графического дизайна были признаны революционными и применяются в глянцевых журналах по сей день. Вот, что он нем вспоминал его ученик известный фотохудожник Рышард Горовиц: «Какое значение в ряду шампанских вин имеет «Дом Периньон», такое же  Бродович имел в области журнального дизайна»  –  написал Труман Капоте, и он знал, о чем говорит, потому что во времена Бродовича «Harpers Bazaar» достиг визуального совершенства. Это был его золотой век! Когда я листаю экземпляры тех лет, они кажутся мне невероятно прекрасными, в них безупречно все – макет, подбор шрифтов, компоновка фотографий. Новаторские решения Бродовича до сих пор поражают своей актуальностью и свежестью взгляда, а графики и сейчас копируют его идеи, причем не из первоисточника, а вдохновляясь работами дизайнеров и иллюстраторов, учившихся у мастера. Бродович был одним из самых авторитетных людей в художественном мире и собирал вокруг себя выдающихся живописцев, графиков и фотографов со всего мира».

В 1967 году, сильно сдав физически, Бродович вернулся во Францию, умер в городке Ле-Тор в 1971 году.

Мария Воробьева-Стебельская (Маревна) появилась на свет в Мариинском Посаде недалеко от Чебоксар в 1892 году. Она была рожденной вне брака дочерью польского дворянина Бронислава Стебельского и художницы Марии Воробьевой.

В раннем детстве девочка оказалась в Тифлисе, куда был переведен на службу ее отец. В 1910 году Мария приехала в Москву и поступила в Строгановское училище.

Стремясь познакомиться с новыми течениями в искусстве, в 1912 году Стебельская уехала в Париж, где познакомилась с художниками Монпарнаса. Она поселилась в артистическом фаланстере «La Ruche» («Улей»), училась живописи в мастерской Сулоага и Академии Коларосси.

Под псевдонимом Маревна («царевна Моря»), данным ей М. Горьким,  она писала картины и портреты друзей – Модильяни, Шагала, Пикассо, Риверы и многих других, – участвовала в выставках и салонах, расписывала шали, занималась ткачеством, сотрудничала с Домами мод «Пуаре», «Ирфе». В 1919 году после романа с Диего Риверой у нее родилась дочь.

В 1936 году Маревна жила и работала на юге Франции, в 1948 году вслед за дочерью переехала в Англию, где продолжала заниматься живописью. Написала воспоминания о своей жизни и товарищах из «Улья».

Скончалась в Лондоне в 1984 году. Большая коллекция работ Маревны находится в парижском Пти-Пале. В 1992 г. в Лондоне прошла выставка «Маревна и Монпарнас», приуроченная к столетию со дня рождения художницы.

салон8 Тамара де Лемпицкая (урожденная Мария Гурвич-Гурская) родилась в Варшаве в 1898 году в семье адвоката еврейского происхождения. Большую роль в ее формировании сыграли родители матери, дружившие с выдающимися музыкантами своего времени Игнацием Яном Падеревским, Артуром Рубинштейном.  В детстве и юношестве Тамара жила в Москве, Петербурге и Варшаве, ежегодно путешествовала с бабушкой по Италии. Произведения флорентийских, римских, венецианских мастеров произвели на нее огромное впечатление.

В 1916 году юная Тамара вышла замуж за Тадеуша Лемпицкого, вскоре у супругов родилась дочь. После революции Тамаре удалось вызволить арестованного большевиками мужа и организовать отъезд семьи из советской России во Францию.

В Париже она недолгое время брала уроки живописи у знаменитых художников, что позволило ей впоследствии сделать блестящую карьеру. К середине двадцатых сформировался узнаваемый стиль художницы Тамары де Лемпицкой – ныне ее считают творцом эпохи ар-деко. Она писала на заказ портреты аристократов, нуворишей и представителей богемы.

С 1922 года ее работы показывались на выставках, в том числе в Польше (к примеру, в варшавской «Захенте» ее полотна экспонировались в 1928 году). Художница была заметной участницей светской жизни Парижа, имела скандальную репутацию.

В 1939 году вместе с новым мужем Раулем Кюфнером, большим почитателем ее искусства, переехала в США, где продолжила карьеру портретистки. С середины сороковых начала писать монохромные беспредметные композиции, зарабатывала на жизнь оформлением интерьеров. В 1960-е после смерти мужа перестала выставляться, ее творчество к тому времени было почти забыто.  О Тамаре де Лемпицкой вновь заговорили в 1973 году, когда в Париже с успехом прошла ее персональная выставка. В конце семидесятых художница переехала в Мексику. Скончалась в Куэрнаваке в 1980 году.

В последние годы произведения Тамары де Лемпицкой продаются на мировых аукционах за миллионы долларов.

  

Иллюстрации:

  1. Илья Занковский. «Сурамская крепость».
  2. Генрих Семирадский. «Христос благословляет детей» (вариант).
  3. Генрих Семирадский. Эскиз росписи плафона под названием «Весна» (для особняка Ю.С. Нечаева-Мальцова).
  4. Стефан Бакалович. «Перед домашним алтарем».
  5. Константин Крыжицкий. «Золотая осень».
  6. Станислав Жуковский. «Пасхальный натюрморт».
  7. Алексей Бродович. «Кубистическая улочка».
  8. Тамара де Лемпицкая. «Девушка с мандолиной».

 

Фотографии Константина Маслова и Эвы Гараевой.

 

Художники польского происхождения на Антикварном салоне




Выпуск 29

Искусство

  • Загадка Малевича
  • Загадка Малевича (часть 2)
  • Дагни глядит на меня...
  • Выставка К.И.Галчинского в библиотеке "Лиговская"
  • Виткаций в Закопане
  • Без дуновения дышало единое
  • Выставка Фриды Кало в Музее Фаберже
  • Выставка «Католическая Польша в Санкт-Петербурге»
  • Последний фильм Вайды
  • "Польский" репертуар хора Александрова
  • Неожиданный Айвазовский
  • Русская деревянная скульптура
  • Эдита Пьеха поет по-польски
  • Тверское валунное творчество
  • Наедине с деревом
  • Зыгмунт Краузе — выдающийся композитор-новатор
  • ИСКУССТВО ГЕНРИКА СЕМИРАДСКОГО
  • Зыгмунт Краузе в России
  • Рисунки польских детей в Москве
  • Рафал Ольбинский. Искусство метафоры.
  • Мастер из Делфта
  • Якуб Орлинский и его диск «Anima Sacra»
  • Опера "Сигизмунд" на московской сцене
  • Фестиваль придворных танцев в Кракове
  • Фестиваль Ренессанса в Люблине
  • Акварели Малгожаты Щециньской
  • Три концерта сезона
  • "В Петербурге мы сойдемся снова..."
  • Надо объединяться...
  • "Полония" Эдуарда Элгара
  • Памяти Романа Шустрова
  • Хелена Моджеевская. «Голубь с орлиными крыльями»
  • Яцек Мальчевский - художник "Примирения"
  • «Quo vadis?» Забытая опера
  • Опера «Русалка» Антонина Дворжака в Большом театре
  • Опера «Саломея» Рихарда Штрауса в Москве
  • Неманская нить. От «J. Stolle» до «Немана»
  • Художники польского происхождения на Антикварном салоне
  • Картины старых мастеров в польской поэзии
  • Опера «Тоска» в Большом театре Москвы
  • Оперы «Полифем» Порпоры и «Олимпиада» Вивальди в Москве
  • Опера «Шопен» Джакомо Орефиче
  • Опера «Ася» М.М. Ипполитова-Иванова в Московской консерватории
  • Памятник Грюнвальдской битве в Кракове
  • Королевская коллекция искусства Елизаветы II
  • Забытые имена: певец Ян Кепура
  • Похищение «Моны Лизы»
  • Похищение «Джорджианы»
  • Эдвард Мунк и его «Крик»
  • Легкая добыча
  • Сад искусств Петра Зелиньского
  • Встреча с художником
  • Музей Валенты Ваньковича в Минске
  • От ажура к соцреализму
  • Любовь мифических героев
  • Правители и герои в изобразительном искусстве
  • Литературные герои в живописи
  • Наполеон Óрда: художник, который остановил время
  • Архитектура, искусство и наука в живописи
  • Животые и птицы в изобразительном искусстве
  • Плоды земли, цветы, времена года и стихии в изобразительном искусстве