Выпуск 32

Искусство

Опера «Ася» М.М. Ипполитова-Иванова в Московской консерватории

Эва Гараева

В конце 2019 года и в течение всего 2020 отмечалось 160-летие со дня рождения выдающегося дирижера, композитора, педагога Михаила Михайловича Ипполитова-Иванова и столетие основания московского музыкально-педагогического института, носящего его имя.  В рамках празднования юбилейных дат состоялись концерты, фестивали, была проведена научная конференция, изданы альбомы. 12 ноября 2019 года возле здания Ипполитовки в Москве был открыт памятник музыканту.

Ряд юбилейных мероприятий был перенесен на 2021–2022 годы. Еще в преддверии торжеств было задумано осуществление постановки второй оперы композитора «Ася», либретто которой основано на одноименной повести И.С. Тургенева, написанной в 1857 году.

Возрождение оперы с показом ее публике состоялось в Пушкинский день 6 июня 2022 года в Большом зале Московской консерватории им. П.И. Чайковского, что глубоко символично.

fcz1Михаил Михайлович Иванов родился в Гатчине 7 ноября 1859 года. Его отец и дед были заведующими мастерскими при великолепном императорском Гатчинском дворце, братья же служили в правлении дворцом. «В деле моего художественного развития Гатчинский дворец сыграл огромную роль. […] Не могу не отметить также своих впечатлений от дворцового театра, в котором иногда давали отдельные небольшие балеты […] Здесь я впервые познакомился со звуками настоящего оркестра и был потрясен почти до нервной горячки. […] Вся обстановка спектакля действовала на мое воображение, и я стал проявлять впервые творческие порывы; почти бессознательно покушался я уже в то время сочинять», – вспоминал Михаил Михайлович многие годы спустя.

Благодаря матери Татьяне Михайловне, дочери бургомистра Гатчины, обожавшей музыку, Михаил с детства был приобщен к этому прекрасному миру. В Гатчине мальчик стал петь в любительском хоре и благодаря матери и сестре получил хорошее домашнее начальное образование.

Десятилетний Миша Иванов покинул родной город – его сестра Мария  вышла замуж за большого любителя музыки Семена Ипполитовича  Ипполитова и увезла любимого брата в Петербург, чтобы дать ему достойное образование. Впоследствии (в 1881 году) Михаил присоединил фамилию Ипполитова к своей, в благодарность за то, что сестра и ее муж всячески способствовали тому, чтобы он стал музыкантом.

В столице Михаил поступил в музыкальные классы при Исаакиевской капелле, а в 1875 году был принят в консерваторию по классу гармонии. Кумирами его юношеских лет были П.И. Чайковский и Э.Ф. Направник. Окончив обязательный курс, Ипполитов-Иванов перешел в класс практического сочинения к Н.А. Римскому-Корсакову. Его первым большим сочинением была увертюра «Яр-Хмель». Благодаря своему наставнику Ипполитов-Иванов познакомился с М.А. Балакиревым, А.П. Бородиным, А.К. Лядовым. Большое впечатление на Михаила Михайловича произвел А.Г. Рубинштейн.

          После окончания консерватории в течение двенадцати лет Ипполитов-Иванов жил в Тифлисе, где занимался преподавательской и сочинительской работой, курировал деятельность местного Музыкального общества, что способствовало оживлению музыкальной жизни, собирал кавказское песенное наследие. Шестнадцать лет спустя он написал оперу «Измена», основанную на грузинской истории, использовав записанные им в Тифлисе грузинские песни. «Народная песня, прошедшая фильтр веков, дает композитору материал высокой пробы, в котором он может проявить всю разносторонность своего дарования», –  писал композитор в воспоминаниях.

В 1893 году, благодаря содействию В.И. Сафонова и С.И. Танеева, Ипполитов-Иванов был приглашен на работу в Московскую консерваторию, стал ее профессором. Он пробыл ее ректором в течение шестнадцати самых трудных и неспокойных лет – с 1906 по 1922 год.

Кроме того, Ипполитов-Иванов руководил Московским музыкальным обществом, принимал деятельное участие в работе Частной русской оперы С.И. Мамонтова. Позднее Михаил Михайлович был музыкальным руководителем и дирижером «Оперного театра Зимина». С 1925 года он – дирижер Большого театра.

Композиторское наследие Ипполитова-Иванова весьма значительно –- он автор пяти опер, многочисленных сочинений для оркестра, хора, голоса, камерно-инструментальных произведений.

Михаил Михайлович Ипполитов-Иванов скончался в Москве в январе 1935 года, спустя четыре года ушла из жизни и его супруга, оперная певица Варвара Михайловна Зарудная. Со временем многие сочинения маэстро были забыты.      

Ася2Лирическая опера «Ася» в трех действиях, пяти картинах (либретто оперы написано поэтом и композитором Николаем Александровичем Невструевым), была закончена Ипполитовым-Ивановым в 1900 году. Вскоре состоялась ее первая постановка в Московской частной опере. За дирижерским пультом стоял сам автор. Композитор посвятил свое произведение  супруге Варваре Михайловне Зарудной-Ивановой, что было указано на титульном листе изданного  фирмой "П.Юргенсон" клавира.

Представим краткое содержание оперы.

Действие происходит в немецком городке на берегу Рейна в первой половине XIX века. Молодой русский художник-любитель Гагин c юной сестрой Асей на веселом и шумном студенческом празднике знакомятся с ностальгирующим соотечественником NN и приглашают его к себе: «Мы живем за городом, в винограднике, в одиноком домишке, высоко. У нас славно, посмотрите на наш укромный тихий уголок, на дивный Рейн».

Проникшись симпатией к своему новому знакомому, Гагин рассказывает ему историю своей сестры: она - оставшаяся на его попечении незаконнорожденная дочь давно умершего отца и крепостной горничной Татьяны. «Я знаю, иногда ее совсем не понимают, и жалко, жалко мне ее. Хоть молода она, но жизнь ее полна глубоких впечатлений».

Ася взволнована визитом NN. В ее душе зарождается незнакомое чувство: «Ужель то любовь запала в сердце мне, ужель любовь?»

Поздно вечером NN садится в лодку. Провожая его, Ася говорит ему вслед: «Вы в лунный столб въехали… Вы его разбили». Отныне и ее безмятежное существование нарушено.

Новый знакомый каждый день появляется в их доме. Спустя некоторое время Ася, не в силах справиться со своим чувством, приглашает NN на свидание у часовни: «Пусть судьба моя решится этим письмом; но скрывать свою любовь не стану. […] Я бессильна, я слаба, влеченье сердца побороть нет силы!»

Своим душевным смятением она делится с братом и просит увезти ее из города: «Сердцем больна я, больна я душой, о милый брат мой, о, друг мой добрый, спаси меня, спаси, молю…». Гагин решает поговорить с NN начистоту.

Поняв, что совершила ошибку, Ася посылает NN еще одно письмо с просьбой прийти не к часовне, а в дом к ее знакомой – фрау Луизе.

NN. получает записку Аси, сидя в садике пивного буфета. Он наблюдает, как старый бурш ухаживает за печальной служанкой Ганхен, жениха которой забрали в солдаты. «Э…, полно, Ганхен, не грусти, залечит время скоро горе, бери пример с меня. И в горести, и в радости один друг у меня – стакан рейнвейна добрый, я с ним не расстаюсь».

Появляется Гагин. «Сестра в вас влюблена», признается он NN и спрашивает, не женится ли он на ней. NN показывает ему записку Аси и просит дать ему время на размышление.

Посыльный приносит NN вторую записку Аси.

Фрау Луизе, сидя у окна в своем доме, поет песенку о Лорелее, деве-красавице, чье чудное пение губит пловцов. Входит Ася, вскоре появляется NN. Между ними происходит объяснение. Он обнимает Асю, но вдруг вспоминает слова Гагина и говорит Асе, что ее брат знает об их свидании: «И в этом только вы, вы виноваты. Зачем вы сами выдали вашу тайну? Кто заставлял вас все сказать ему? Он знает все… Теперь, быть может, мы навсегда утратим счастье…»

Ася убегает со словами: «Прощайте, я не увижу больше вас».

После ее ухода NN охватывает тоска. Он понимает, что тоже полюбил Асю, но, оттолкнув ее, потерял навсегда.

Вот, что написал Ипполитов-Иванов о своем сочинении в автобиографической книге  «50 лет русской музыки в моих воспоминаниях»: «Повесть «Ася» […] не дает материала для общепринятого типа оперного сюжета, и сама Ася […] не подходит для оперной героини […], но чувства Аси меня глубоко волновали, и я писал свои лирические сцены […] с большой любовью, как ни одну другую из своих опер».

Подготовка постановки «Аси» проходила в спешке. «Репетиции настолько пришлось скомкать, что в день первого представления я делал еще корректурную оркестровую репетицию сцены в кабачке. Хотя артисты и знали свои партии, но не было слаженности, и, конечно, опера не могла сразу произвести того впечатления, которое получилось впоследствии. Цветкова – Ася, Петрова-Званцева – Фрау Луиза были великолепны […], но мужской персонал был слабее. «Ася» была принесена в жертву 28 сентября 1900 года.

Я страдал ужасно, и дружески сочувственный прием любившей меня московской публики не мог меня утешить; только впоследствии, при новых возобновлениях оперы, я был удовлетворен как исполнением, так и тем, что все мои намерения удачно осуществились, и я собой остался доволен».

Работу постановщика и художника Ипполитов-Иванов хвалил: «Ставил [оперу] известный режиссер М.В. Лентовский, большой знаток быта германских студентов – и сделал это превосходно, декорации писал М.А. Врубель со свойственным ему талантом».

Музыкальные критики увидели в опере «Ася» сходство с «Евгением Онегиным» П.И.  Чайковского. Однако Ипполитов-Иванов к этим замечаниям относился спокойно, о чем упомянул в свих воспоминаниях: «Стремление всегда во всякой новой опере найти сходство с чем-нибудь уже известным – один из любимых ими приемов. В том, что Ася, как и Татьяна, пишет своему герою письмо, они усмотрели сходство с «Онегиным», не смущаясь различным характером содержания их писем. […] Общее с «Онегиным» у «Аси», пожалуй, есть только то, что обе оперы – бытовые, сюжеты их обеих отражают только картинки домашнего быта и житейской обстановки русского общества того времени и психологию действующих лиц, и потому правильно, что я, как и Чайковский, назвал свою оперу – лирическими сценами.

Что касается музыки «Аси», то если критики находят в ней налет Чайковского, то в этом виноват не я, а Чайковский, силой своего таланта оказавший влияние на целое поколение молодых композиторов, которые, как молодые побеги, берут начало от старых корней. […] Влияние его могучего таланта естественно сказывалось у меня, и у Аренского, да и С.И. Танеев тоже не избег его в своей «Орестее».

Партитура оперы, полная «тонких штрихов и подробностей», отличается красотой, изяществом и лиричностью, особенно в теме, связанной с Асей, совсем не похожей на взбалмошную героиню Тургенева.  Кроме того, как отмечал музыковед А.А. Гозенпуд, Ипполитов-Иванов «умело воссоздал атмосферу немецкого городка, в котором происходит действие, использовав и мастерски обработав подлинные образцы танцевальной и песенной музыки».

 

Ася3Концертное исполнение оперы в Большом зале Московской консерватории 6 мая 2022 года было осуществлено Московским молодежным симфоническим оркестром им. М.М. Ипполитова-Иванова, Государственным академическим русским хором им. А.В. Свешникова, Сводным хором ГМПИ им. М.М. Ипполитова-Иванова. Музыкальным руководителем и дирижером выступил Юрий Симонов. Постановку реализовал режиссер Андрей Цветков-Толбин. Руководитель проекта – Валерий Ворона, ректор ГМПИ им.  М.М. Ипполитова-Иванова.

В спектакле приняли участие замечательные солисты: партию Гагина исполнил тенор Сергей Петрищев, партию Аси – сопрано Алина Яровая, NN – баритон Анджей Белецкий, в партии старого бурша выступил бас Михаил Гужов, Ганхен и фрау Луизе – меццо-сопрано Софья Славинская, сениор студенческой корпорации «Ренария» – тенор Илья Легатов.

Нельзя не отметить высокий уровень осуществления постановки – от музыкального исполнения до ее художественного оформления. Показ на большом экране фотографий, сделанных во время первой постановки, оказался очень удачным решением, способствовавшим погружению зрителей в атмосферу прошлого.

Возрождение прекрасной, незаслуженно забытой оперы «Ася» – важное и радостное событие в музыкальной жизни России. Надеемся, что произведение Ипполитова-Иванова после столетия забвения ждет большое будущее.

Fcz4

fcz5 

 

Иллюстрации:

 

  1. Фотопортрет
    М.М. Ипполитова-Иванова.
  2. Обложка клавира оперы «Ася» М.М. Ипполитова-Иванова. «Скоропечатня нот  П. Юргенсона». 1900 г.

3   – 6. Концертное исполнение оперы «Ася» в Большом зале Московской консерватории им. П.И. Чайковского 6 июня 2022 года.

Фотографии предоставлены Московской консерваторией им. П.И. Чайковского. Автор – Александр Fcz6Иванов.

Опера «Ася» М.М. Ипполитова-Иванова в Московской консерватории




Эва Гараева

Эва Гараева


Эва Гараева
– переводчик с польского и английского языков, журналист, коллекционер, популяризатор польской литературы в России. Сотрудник ГМИИ им. А.С. Пушкина.  В переводе Э. Гараевой вышло более 20 книг, среди них романы Мануэлы Гретковской, Марека Лавриновича, Эдварда Долника, произведения Катажины Грохоли, Кристины Кофты, Малгожаты Домагалик, труды искусствоведов Ежи Маевского, Малгожаты Омиляновской, Сары Карр-Гомм, Терезы Черневич-Умер  и др. авторов. 




Выпуск 32

Искусство

  • Загадка Малевича
  • Загадка Малевича (часть 2)
  • Дагни глядит на меня...
  • Выставка К.И.Галчинского в библиотеке "Лиговская"
  • Виткаций в Закопане
  • Без дуновения дышало единое
  • Выставка Фриды Кало в Музее Фаберже
  • Выставка «Католическая Польша в Санкт-Петербурге»
  • Последний фильм Вайды
  • "Польский" репертуар хора Александрова
  • Неожиданный Айвазовский
  • Русская деревянная скульптура
  • Эдита Пьеха поет по-польски
  • Тверское валунное творчество
  • Наедине с деревом
  • Зыгмунт Краузе — выдающийся композитор-новатор
  • ИСКУССТВО ГЕНРИКА СЕМИРАДСКОГО
  • Зыгмунт Краузе в России
  • Рисунки польских детей в Москве
  • Рафал Ольбинский. Искусство метафоры.
  • Мастер из Делфта
  • Якуб Орлинский и его диск «Anima Sacra»
  • Опера "Сигизмунд" на московской сцене
  • Фестиваль придворных танцев в Кракове
  • Фестиваль Ренессанса в Люблине
  • Акварели Малгожаты Щециньской
  • Три концерта сезона
  • "В Петербурге мы сойдемся снова..."
  • Надо объединяться...
  • "Полония" Эдуарда Элгара
  • Памяти Романа Шустрова
  • Хелена Моджеевская. «Голубь с орлиными крыльями»
  • Яцек Мальчевский - художник "Примирения"
  • «Quo vadis?» Забытая опера
  • Опера «Русалка» Антонина Дворжака в Большом театре
  • Опера «Саломея» Рихарда Штрауса в Москве
  • Неманская нить. От «J. Stolle» до «Немана»
  • Художники польского происхождения на Антикварном салоне
  • Картины старых мастеров в польской поэзии
  • Опера «Тоска» в Большом театре Москвы
  • Оперы «Полифем» Порпоры и «Олимпиада» Вивальди в Москве
  • Опера «Шопен» Джакомо Орефиче
  • Опера «Ася» М.М. Ипполитова-Иванова в Московской консерватории
  • Памятник Грюнвальдской битве в Кракове
  • Королевская коллекция искусства Елизаветы II
  • Забытые имена: певец Ян Кепура
  • Похищение «Моны Лизы»
  • Похищение «Джорджианы»
  • Эдвард Мунк и его «Крик»
  • Легкая добыча
  • Сад искусств Петра Зелиньского
  • Встреча с художником
  • Музей Валенты Ваньковича в Минске
  • От ажура к соцреализму
  • Любовь мифических героев
  • Правители и герои в изобразительном искусстве
  • Литературные герои в живописи
  • Наполеон Óрда: художник, который остановил время
  • Архитектура, искусство и наука в живописи
  • Животые и птицы в изобразительном искусстве
  • Плоды земли, цветы, времена года и стихии в изобразительном искусстве