Выпуск 33

Искусство

Памятник Грюнвальдской битве в Кракове

Эва Гараева

Грюн 1Один из раритетов моего собрания эфемер – почтовая открытка с изображением памятника Грюнвальдской битве, открытого в Кракове на площади Яна Матейки в 1910 году в ознаменование пятисотлетия победы над тевтонскими рыцарями. Тираж почтовых карточек был выпущен во время Первой мировой войны в 1915 году краковским «Салоном польских художников», принадлежавшим издателю и антиквару Генрику Фристу (1855 – 1920).

 Напомним читателям о Грюнвальдской битве – значительном военно-историческом событии XV столетия.  15 июля 1410 года в поле недалеко от поселений Грюнвальд и Танненберг польско-литовское войско под предводительством польского короля Владислава II Ягелло и литовского князя Витольда разгромило силы могущественного Тевтонского ордена во главе с великим магистром Ульрихом фон Юнгингеном. Тевтонцы потеряли около восьми тысяч убитыми, четыре тысячи воинов были взяты в плен. Как пишет историк Владислав Грабеньский, «Ульрих Юнгинген со знатнейшим орденским рыцарством пал на поле битвы, все знамена крестоносцев попали в руки победителей».

Главная заслуга в победе принадлежала королю Владиславу Ягелло, разработавшему вместе с великим князем литовским Витовтом и королевским советом план военного наступления и осуществлявшему командование во время сражения. Польско-литовское войско понесло гораздо меньшие потери. «Битва на Зеленом поле была торжеством литовско-польской унии над могуществом ордена. […] Ягелло заключил с орденом мир в Торуне (1411 г.), – повествует Грабеньский. Крестоносцы возвратили Ягелло и Витовту в пожизненное владение Жмудь (Жемайтию) и обязались выплатить денежное возмещение.

 Значение победоносного сражения невозможно переоценить – это одна из самых славных страниц польской истории. К ней, как источнику вдохновения, обращались великие творцы – Юзеф Игнаций Крашевский, Ян Матейко, Генрик Сенкевич, Феликс Сыпневский, Войцех Коссак. Особое значение для поляков эта победа приобрела в XIX столетии, когда Польша, как государство, не существовала на карте Европы. 

Грюн 5Идея установки памятника Грюнвальдской битве в Кракове принадлежала выдающемуся пианисту, композитору, благотворителю Игнацию Яну Падеревскому (1860 – 1941). Он прочитал о сражении в возрасте десяти лет. «Моя реакция на это историческое событие была столь горячей, что уже тогда у меня возникла мысль: «Как бы счастлив я был, если бы мог увековечить эту славную победу памятником, посвященным великим патриотам». С того момента эта идея стала мечтой моей жизни и навсегда осталась в моем сердце и думах», – вспоминал музыкант.  Осуществить мечту  он смог спустя сорок лет. «Всю свою жизнь я собирал на эту цель деньги, откладывая определенную часть каждого заработанного гонорара. Я заказал памятник уже в 1908 году, но решил, что открытие его должно произойти в пятисотлетнюю годовщину победы – 15 июля 1910 года. Я был очень воодушевлен и счастлив», – писал Падеревский (здесь и далее перевод цитат Э. Гараевой).

 В 1908 году в Париже в доме Владислава Мицкевича, сына великого поэта, Падеревский познакомился со скульптором Антонием Вивульским. Желая поддержать соотечественника, находившегося в тяжелом материальном положении, Падеревский поручил ему создание памятника. Скульптор приступил к работе над монументом в июле того же года в швейцарском поместье музыканта Рион-Боссон недалеко от городка Морж. Под мастерскую была переоборудована оранжерея. Впоследствии работа в строжайшей тайне продолжалась в Париже. Сам скульптор не сразу узнал, над каким проектом работает.

 Подготовка к юбилейным торжествам началась в 1908 году. В Вене, столице Австро-Венгерской империи, было получено высочайшее позволение на возведение памятника.  Вечером 22 апреля 1910 года на площади Яна Матейки состоялась торжественная закладка памятника. Его стоимость составила полмиллиона австро-венгерских крон. В дарственном акте было указано: «Памятник этот, созданный на средства Игнация Падеревского, подарен им городу Кракову в пятисотую годовщину победы польско-литовского войска над крестоносцами под Грюнвальдом 15 июля 1410 года. Предкам – во славу, братьям – в ободрение». Девиз «Praojcom na chwałę, braciom na otuchę» был высечен на гранитном постаменте.

 Трехдневные торжества, названные «Тридиум Грюнвальдский», были назначены на 15 – 17 июля 1910 года. Их организацией занимался специально созданный комитет, в который вошли президент Кракова Юлиуш Лео, художники Войцех Коссак, Яцек Мальчевский, Теодор Аксентович, государственный деятель Игнаций Дашиньский. За две недели до юбилея было опубликовано подготовленное комитетом воззвание к польскому народу: «Сегодня у нас нет доступа к полю битвы, на которой пятьсот лет назад пал к стопам Польши и Литвы всесильный орден крестоносцев. […] Не дано нам на полях Грюнвальда и Танненберга почтить память победителей и создателей польско-литовской унии. […] Но для всего народа открыт Краков, древняя резиденция победителя в Грюнвальдской битве. Нам доступен Вавель, откуда Ягелло выдвинулся на смертный бой, и Кафедральный собор, в котором вернувшийся победитель вывесил добытые у врага знамена. […] Польский народ чувствует себя хозяином в Кракове, где сосредоточилась мысль и культура всей Польши в прекрасные годы ее процветания и государственной мощи. Здесь, в старой столице Ягеллонов Польша должна достойно отметить юбилей Грюнвальдской победы». Откликнувшись на призыв, в Краков прибыли соотечественники из разных регионов разделенной Польши и других стран. В общей сложности в мероприятии участвовало более ста пятидесяти тысяч человек. Юбилей стал поводом для патриотических манифестаций.

 Грюн 4Мечта Падеревского осуществилась – торжественное открытие памятника состоялось 15 июля 1910 года. «Произведение, которое мы видим, возникло не из ненависти. Оно родилось из глубокой любви к Отчизне, в прошлом великой, а ныне слабой, и из надежды на ее светлое большое будущее. Оно возникло из любви и благодарности нашим предкам, которые отправились на поле битвы не за трофеями, а во имя правого дела и одержали победу», – сказал музыкант в приветственной речи.

 Монумент прекрасно вписался в ансамбль площади Яна Матейки. В центре памятника – конная статуя польского короля Владислава II Ягелло. Ниже изображен великий князь Литовский Витовт, опирающийся на меч. У его ног распростерта поверженная фигура предводителя Тевтонского ордена Ульриха фон Юнгингена, а справа и слева от гранитного постамента – воины объединенного войска Польши и Литвы. Интересно, что на почтовой открытке из моего собрания изображение памятника размещено на фоне голубого неба, что сделано намеренно – ничто не отвлекает внимание зрителя от самого произведения.

 Памятник, напоминающий грандиозные монументы, воздвигнутые в Германии во второй половине XIX века, принес Антонию Вивульскому широкую известность. И хотя он был благожелательно принят общественностью, без критики не обошлось: скульптора укоряли в излишней театральности поз изображенных героев. Игнаций Падеревский был удостоен звания почетного гражданина Кракова; одна из улиц, ведущих к монументу, впоследствии была названа его именем. «Памятник королю Ягелло, возведенный благодаря его [Падеревского] щедрости, будет уроком любви к Отчизне, школой служения и посвящения на ее благо», – такие слова признательности благотворителю прозвучали по завершении трёхдневных юбилейных торжеств.

 Грюн 3Судьба памятника трагична: в 1939 – 1940 г.г. он был разрушен фашистскими оккупантами – постамент взорван, скульптуры вывезены в Германию. Мысль о его восстановлении появилась в 1945 году.  Монумент, возвышающийся на площади Матейки с 1976 года, был реконструирован скульптором Марианом Конечным и имеет ряд отличий от произведения Антония Вивульского. К примеру, изменено положение ног польского короля, сидящего верхом на коне; у подножия памятника установлена плита Могилы Неизвестного Солдата. Часть уцелевших гранитных фрагментов первоначального постамента были перевезены в 1976 году на поле Грюнвальдской битвы.

 В период оккупации в 1939 году прекратило свое существование и издательство «Салон польских художников в Кракове», основанное антикваром Генриком Фристом в 1885 году. К началу ХХ века это было известное, респектабельное издательство, специализировавшееся на выпуске почтовых открыток с репродукциями произведений польских художников, городских видов, горных пейзажей и открыток с польской патриотической, юбилейной и событийной тематикой. В память о его деятельности в 2018 году на стене здания на Флорианской улице 37, где располагалось бюро и книжный магазин издательства, была открыта мемориальная доска с надписью: «В этом доме в 1885 – 1939 годах находился «Салон польских художников» Генрика Фриста, популяризатора польского изобразительного  искусства, в том числе Я. Матейки, Коссаков, Тондоса, а также борьбы за независимость Польши в период Разделов, издававшего почтовые открытки под девизом «Jeszcze Polska nie zginęła» – «Еще Польша не погибла». 

Иллюстрации:

 1. Почтовая открытка из собрания Э. Гараевой. Издательство «Салон польских художников в Кракове» Генрика Фриста. 1915 год.

2.Фотопортрет Игнация Яна Падеревского.

3. Выступление Игнация Яна Падеревского на открытии памятника 15 июля 1910 года.

4.Памятник Грюнвальдской битве. Автор – Мариан Конечный. Фотография Константина Маслова. 2018

Памятник Грюнвальдской битве в Кракове

 

 




Выпуск 33

Искусство

  • Загадка Малевича
  • Загадка Малевича (часть 2)
  • Дагни глядит на меня...
  • Выставка К.И.Галчинского в библиотеке "Лиговская"
  • Виткаций в Закопане
  • Без дуновения дышало единое
  • Выставка Фриды Кало в Музее Фаберже
  • Выставка «Католическая Польша в Санкт-Петербурге»
  • Последний фильм Вайды
  • "Польский" репертуар хора Александрова
  • Неожиданный Айвазовский
  • Русская деревянная скульптура
  • Эдита Пьеха поет по-польски
  • Тверское валунное творчество
  • Наедине с деревом
  • Зыгмунт Краузе — выдающийся композитор-новатор
  • ИСКУССТВО ГЕНРИКА СЕМИРАДСКОГО
  • Зыгмунт Краузе в России
  • Рисунки польских детей в Москве
  • Рафал Ольбинский. Искусство метафоры.
  • Мастер из Делфта
  • Якуб Орлинский и его диск «Anima Sacra»
  • Опера "Сигизмунд" на московской сцене
  • Фестиваль придворных танцев в Кракове
  • Фестиваль Ренессанса в Люблине
  • Акварели Малгожаты Щециньской
  • Три концерта сезона
  • "В Петербурге мы сойдемся снова..."
  • Надо объединяться...
  • "Полония" Эдуарда Элгара
  • Памяти Романа Шустрова
  • Хелена Моджеевская. «Голубь с орлиными крыльями»
  • Яцек Мальчевский - художник "Примирения"
  • «Quo vadis?» Забытая опера
  • Опера «Русалка» Антонина Дворжака в Большом театре
  • Опера «Саломея» Рихарда Штрауса в Москве
  • Неманская нить. От «J. Stolle» до «Немана»
  • Художники польского происхождения на Антикварном салоне
  • Картины старых мастеров в польской поэзии
  • Опера «Тоска» в Большом театре Москвы
  • Оперы «Полифем» Порпоры и «Олимпиада» Вивальди в Москве
  • Опера «Шопен» Джакомо Орефиче
  • Опера «Ася» М.М. Ипполитова-Иванова в Московской консерватории
  • Памятник Грюнвальдской битве в Кракове
  • Королевская коллекция искусства Елизаветы II
  • Забытые имена: певец Ян Кепура
  • Похищение «Моны Лизы»
  • Похищение «Джорджианы»
  • Эдвард Мунк и его «Крик»
  • Легкая добыча
  • Сад искусств Петра Зелиньского
  • Встреча с художником
  • Музей Валенты Ваньковича в Минске
  • От ажура к соцреализму
  • Любовь мифических героев
  • Правители и герои в изобразительном искусстве
  • Литературные герои в живописи
  • Наполеон Óрда: художник, который остановил время
  • Архитектура, искусство и наука в живописи
  • Животые и птицы в изобразительном искусстве
  • Плоды земли, цветы, времена года и стихии в изобразительном искусстве