Выпуск 33
Искусство
Памятник Грюнвальдской битве в Кракове
Один из раритетов моего собрания эфемер – почтовая открытка с изображением памятника Грюнвальдской битве, открытого в Кракове на площади Яна Матейки в 1910 году в ознаменование пятисотлетия победы над тевтонскими рыцарями. Тираж почтовых карточек был выпущен во время Первой мировой войны в 1915 году краковским «Салоном польских художников», принадлежавшим издателю и антиквару Генрику Фристу (1855 – 1920).
Напомним читателям о Грюнвальдской битве – значительном военно-историческом событии XV столетия. 15 июля 1410 года в поле недалеко от поселений Грюнвальд и Танненберг польско-литовское войско под предводительством польского короля Владислава II Ягелло и литовского князя Витольда разгромило силы могущественного Тевтонского ордена во главе с великим магистром Ульрихом фон Юнгингеном. Тевтонцы потеряли около восьми тысяч убитыми, четыре тысячи воинов были взяты в плен. Как пишет историк Владислав Грабеньский, «Ульрих Юнгинген со знатнейшим орденским рыцарством пал на поле битвы, все знамена крестоносцев попали в руки победителей».
Главная заслуга в победе принадлежала королю Владиславу Ягелло, разработавшему вместе с великим князем литовским Витовтом и королевским советом план военного наступления и осуществлявшему командование во время сражения. Польско-литовское войско понесло гораздо меньшие потери. «Битва на Зеленом поле была торжеством литовско-польской унии над могуществом ордена. […] Ягелло заключил с орденом мир в Торуне (1411 г.), – повествует Грабеньский. Крестоносцы возвратили Ягелло и Витовту в пожизненное владение Жмудь (Жемайтию) и обязались выплатить денежное возмещение.
Значение победоносного сражения невозможно переоценить – это одна из самых славных страниц польской истории. К ней, как источнику вдохновения, обращались великие творцы – Юзеф Игнаций Крашевский, Ян Матейко, Генрик Сенкевич, Феликс Сыпневский, Войцех Коссак. Особое значение для поляков эта победа приобрела в XIX столетии, когда Польша, как государство, не существовала на карте Европы.
Идея установки памятника Грюнвальдской битве в Кракове принадлежала выдающемуся пианисту, композитору, благотворителю Игнацию Яну Падеревскому (1860 – 1941). Он прочитал о сражении в возрасте десяти лет. «Моя реакция на это историческое событие была столь горячей, что уже тогда у меня возникла мысль: «Как бы счастлив я был, если бы мог увековечить эту славную победу памятником, посвященным великим патриотам». С того момента эта идея стала мечтой моей жизни и навсегда осталась в моем сердце и думах», – вспоминал музыкант. Осуществить мечту он смог спустя сорок лет. «Всю свою жизнь я собирал на эту цель деньги, откладывая определенную часть каждого заработанного гонорара. Я заказал памятник уже в 1908 году, но решил, что открытие его должно произойти в пятисотлетнюю годовщину победы – 15 июля 1910 года. Я был очень воодушевлен и счастлив», – писал Падеревский (здесь и далее перевод цитат Э. Гараевой).
В 1908 году в Париже в доме Владислава Мицкевича, сына великого поэта, Падеревский познакомился со скульптором Антонием Вивульским. Желая поддержать соотечественника, находившегося в тяжелом материальном положении, Падеревский поручил ему создание памятника. Скульптор приступил к работе над монументом в июле того же года в швейцарском поместье музыканта Рион-Боссон недалеко от городка Морж. Под мастерскую была переоборудована оранжерея. Впоследствии работа в строжайшей тайне продолжалась в Париже. Сам скульптор не сразу узнал, над каким проектом работает.
Подготовка к юбилейным торжествам началась в 1908 году. В Вене, столице Австро-Венгерской империи, было получено высочайшее позволение на возведение памятника. Вечером 22 апреля 1910 года на площади Яна Матейки состоялась торжественная закладка памятника. Его стоимость составила полмиллиона австро-венгерских крон. В дарственном акте было указано: «Памятник этот, созданный на средства Игнация Падеревского, подарен им городу Кракову в пятисотую годовщину победы польско-литовского войска над крестоносцами под Грюнвальдом 15 июля 1410 года. Предкам – во славу, братьям – в ободрение». Девиз «Praojcom na chwałę, braciom na otuchę» был высечен на гранитном постаменте.
Трехдневные торжества, названные «Тридиум Грюнвальдский», были назначены на 15 – 17 июля 1910 года. Их организацией занимался специально созданный комитет, в который вошли президент Кракова Юлиуш Лео, художники Войцех Коссак, Яцек Мальчевский, Теодор Аксентович, государственный деятель Игнаций Дашиньский. За две недели до юбилея было опубликовано подготовленное комитетом воззвание к польскому народу: «Сегодня у нас нет доступа к полю битвы, на которой пятьсот лет назад пал к стопам Польши и Литвы всесильный орден крестоносцев. […] Не дано нам на полях Грюнвальда и Танненберга почтить память победителей и создателей польско-литовской унии. […] Но для всего народа открыт Краков, древняя резиденция победителя в Грюнвальдской битве. Нам доступен Вавель, откуда Ягелло выдвинулся на смертный бой, и Кафедральный собор, в котором вернувшийся победитель вывесил добытые у врага знамена. […] Польский народ чувствует себя хозяином в Кракове, где сосредоточилась мысль и культура всей Польши в прекрасные годы ее процветания и государственной мощи. Здесь, в старой столице Ягеллонов Польша должна достойно отметить юбилей Грюнвальдской победы». Откликнувшись на призыв, в Краков прибыли соотечественники из разных регионов разделенной Польши и других стран. В общей сложности в мероприятии участвовало более ста пятидесяти тысяч человек. Юбилей стал поводом для патриотических манифестаций.
Мечта Падеревского осуществилась – торжественное открытие памятника состоялось 15 июля 1910 года. «Произведение, которое мы видим, возникло не из ненависти. Оно родилось из глубокой любви к Отчизне, в прошлом великой, а ныне слабой, и из надежды на ее светлое большое будущее. Оно возникло из любви и благодарности нашим предкам, которые отправились на поле битвы не за трофеями, а во имя правого дела и одержали победу», – сказал музыкант в приветственной речи.
Монумент прекрасно вписался в ансамбль площади Яна Матейки. В центре памятника – конная статуя польского короля Владислава II Ягелло. Ниже изображен великий князь Литовский Витовт, опирающийся на меч. У его ног распростерта поверженная фигура предводителя Тевтонского ордена Ульриха фон Юнгингена, а справа и слева от гранитного постамента – воины объединенного войска Польши и Литвы. Интересно, что на почтовой открытке из моего собрания изображение памятника размещено на фоне голубого неба, что сделано намеренно – ничто не отвлекает внимание зрителя от самого произведения.
Памятник, напоминающий грандиозные монументы, воздвигнутые в Германии во второй половине XIX века, принес Антонию Вивульскому широкую известность. И хотя он был благожелательно принят общественностью, без критики не обошлось: скульптора укоряли в излишней театральности поз изображенных героев. Игнаций Падеревский был удостоен звания почетного гражданина Кракова; одна из улиц, ведущих к монументу, впоследствии была названа его именем. «Памятник королю Ягелло, возведенный благодаря его [Падеревского] щедрости, будет уроком любви к Отчизне, школой служения и посвящения на ее благо», – такие слова признательности благотворителю прозвучали по завершении трёхдневных юбилейных торжеств.
Судьба памятника трагична: в 1939 – 1940 г.г. он был разрушен фашистскими оккупантами – постамент взорван, скульптуры вывезены в Германию. Мысль о его восстановлении появилась в 1945 году. Монумент, возвышающийся на площади Матейки с 1976 года, был реконструирован скульптором Марианом Конечным и имеет ряд отличий от произведения Антония Вивульского. К примеру, изменено положение ног польского короля, сидящего верхом на коне; у подножия памятника установлена плита Могилы Неизвестного Солдата. Часть уцелевших гранитных фрагментов первоначального постамента были перевезены в 1976 году на поле Грюнвальдской битвы.
В период оккупации в 1939 году прекратило свое существование и издательство «Салон польских художников в Кракове», основанное антикваром Генриком Фристом в 1885 году. К началу ХХ века это было известное, респектабельное издательство, специализировавшееся на выпуске почтовых открыток с репродукциями произведений польских художников, городских видов, горных пейзажей и открыток с польской патриотической, юбилейной и событийной тематикой. В память о его деятельности в 2018 году на стене здания на Флорианской улице 37, где располагалось бюро и книжный магазин издательства, была открыта мемориальная доска с надписью: «В этом доме в 1885 – 1939 годах находился «Салон польских художников» Генрика Фриста, популяризатора польского изобразительного искусства, в том числе Я. Матейки, Коссаков, Тондоса, а также борьбы за независимость Польши в период Разделов, издававшего почтовые открытки под девизом «Jeszcze Polska nie zginęła» – «Еще Польша не погибла».
Иллюстрации:
1. Почтовая открытка из собрания Э. Гараевой. Издательство «Салон польских художников в Кракове» Генрика Фриста. 1915 год.
2.Фотопортрет Игнация Яна Падеревского.
3. Выступление Игнация Яна Падеревского на открытии памятника 15 июля 1910 года.
4.Памятник Грюнвальдской битве. Автор – Мариан Конечный. Фотография Константина Маслова. 2018
Памятник Грюнвальдской битве в Кракове